Вхождение КБР в КПМО –
серьезный ресурс для приведения качества жизни в республике в
соответствие с требованиями XXI века
14 марта 2008 года ИПОП «Эврика» провел общественное
обсуждение регионального комплексного проекта
Кабардино-Балкарской Республики.
В семинаре приняли участие президент КБР А.Б.
Каноков, зам. председателя Правительства КБР М.Р. Дышекова, министр
образования и науки КБР С.Х. Шхагапсоев, а также представители
министерства образования Кабардино-Балкарской Республики, экспертная
группа из Москвы, заместители глав администраций муниципальных
образований КБР, руководители муниципальных органов управления
образованием, представители управляющих советов школ, директора
школ, специалисты муниципальных органов управления образованием.
Всего в обсуждении приняли участие около 200 человек.
«Мы будем реинвестировать в систему образования средства,
высвобождающиеся в связи с сокращением контингента
обучающихся»
С приветственной речью выступил президент Кабардино-Балкарской
Республики Арсен Баширович Каноков. Он выразил удовлетворение
тем, что по результатам конкурсного отбора субъектов Российской
Федерации на участие в комплексном проекте модернизации образования
республика вошла в десятку регионов, которые уже в 2008 году
приступят к реализации данного проекта и продолжат в 2009-м.
А.Б. Каноков отметил, что это событие займет достойное место при
реализации Программы стратегии развития Кабардино-Балкарской
Республики до 2022 года. Ее генеральная идея – формирование нового
имиджа республики. В числе его составляющих – повышение жизненного
уровня жителей республики и их внутреннего потенциала. Естественно,
что это предполагает и повышение образовательного уровня граждан
КБР.
Предусмотренное Программой развития образования
Кабардино-Балкарской Республики на 2007–2010 годы повышение качества
человеческих ресурсов республики президент рассматривает как
важнейшее условие социально-экономического развития региона.
Вхождение республики в Комплексный проект модернизации образования,
на взгляд А.Б. Канокова, – серьезный ресурс для приведения качества
жизни и уровня развития республики в целом в соответствие с
требованиями XXI века.
Президент КБР сообщил о решении выделить средства из
республиканского бюджета на реализацию проекта модернизации
образования, невзирая на то, что республика дотируется из
федерального центра. «Мы будем реинвестировать в систему
образования средства, высвобождающиеся в связи
с сокращением контингента обучающихся. Их должно хватить
на обязательства республики по софинансированию
комплексного проекта модернизации образования», — сказал
Каноков. По его словам, средства пойдут прежде всего
на рост заработной платы учителей в зависимости
от результативности их деятельности. «Мы должны
в системе оплаты уходить от уравниловки и повысить
мотивационную функцию оплаты труда. Понимаю сложность этой задачи
и считаю важным, чтобы стимулирующие выплаты производились
по четким и прозрачным механизмам под наблюдением
и при активном участии общественности», – подчеркнул
глава республики.
А.Б. Каноков призвал глав районных администраций и городских
округов оказать всестороннюю поддержку в реализации комплексного
проекта модернизации образования.
Из выступления министра образования и науки КБР С.Х.
Шхагапсоева:
– Мы намерены в рамках Комплексного проекта ввести с 1
сентября НСОТ для 60% общеобразовательных учреждений республики, а с
1 сентября 2009 года – для всей системы общего среднего образования.
По нашим расчетам, это потребует дополнительно более 60 млн. рублей
до конца года. Безусловно, введение НСОТ сопряжено с определенными
рисками, которые мы сейчас детально анализируем и должны выработать
согласованные меры по их минимизации.
Нами проработаны проекты сетевых планов-графиков
мероприятий по введению НСОТ. Полагаю, что в ходе нашей работы эти
планы примут более завершенный и совершенный характер. В предстоящий
период мы предусмотрели проведение деловых игр в расчетном режиме
для всех общеобразовательных учреждений республики в расчете на то,
что этот процесс позволит смоделировать каждому учреждению те
реальные условия и возможности, в которых они окажутся при
переходе на НПФ и НСОТ.
Также мы видим важность создания системы оценки качества
образования, способной предоставлять различным потребителям (органам
управления образованием, гражданским институтам, педагогической и
родительской общественности и др.) объективную и оперативную
информацию о качестве образования, достоверные сопоставимые данные о
достигаемых образовательных результатах, степени соответствия
качества образования нормативным требованиям, социальным и
личностным ожиданиям.
Мы ожидаем, что следствием реализации мер по реструктуризации
сети общеобразовательных учреждений Кабардино-Балкарской Республики
станет обеспечение психофизической безопасности учащихся и создание
более комфортных условий для реализации образовательного процесса,
обеспечение пространственной доступности услуг, предоставляемых
сетью учреждений в зависимости возраста детей и ступени обучения.
При этом сеть учреждений должна обеспечивать возможности выбора
индивидуальной образовательной траектории в образовательном
учреждении.
Планируется в 60% учреждений республики в 2008 году
создать органы общественного самоуправления, а к 2009 году они
должны быть сформированы во всех общеобразовательных учреждениях
республики. Также в практику работы общеобразовательных учреждений
войдут открытые доклады, которые будут публиковаться в том числе и
на регулярно обновляемых сайтах этих учреждений.
В рамках данного проекта необходимо создать
предпосылки для формирования на территории республики равномерной
сети из оснащенных современных общеобразовательных учреждений
различных типов и видов, в которых будут концентрироваться кадровые
и материально-технические, информационно-технологические
ресурсы.
«Мы поддерживаем введение НСОТ, основанной на
принципе глубокой дифференциации заработной платы
учителей»
Интервью с председателем республиканского
комитета профсоюза работников народного образования и науки КБР
Сергеем Александровичем Карнышом.
– Каково отношение профсоюзов региона к
комплексному проекту модернизации образования?
– Если комплексный проект модернизации образования
будет действительно направлен на стимулирование качества
деятельности учителя, дифференцирование заработных плат учителей, то
в целом отношение положительное. Но смущает, что все изменения
пойдут в очень сжатые сроки – и оптимизация сети образовательных
учреждений, и сокращение работников. Это вызовет социальную
напряженность.
Кроме того, смущает то, что нет жестких
рекомендаций, нормативных актов от МОН РФ, многое отдается на откуп
самому региону. С одной стороны, это хорошо, так как дает
возможность учесть особенности, с другой стороны, нет полной
ясности, сложно прогнозировать результат.
– Каково мнение профсоюзов республики по поводу
введения новой системы оплаты труда?
– Мы поддерживаем принцип оплаты за качество,
поддерживаем то, что люди должны получать оплату соразмерно
проделанной работе. Но нам видятся следующие сложности при введении
НСОТ: никакое перераспределение имеющихся средств на заработную
плату на самом деле не будет стимулировать повышение качества
образования, так как средства будут распределяться между теми
учителями, которые в настоящее время работают в отрасли, а качество
их работы далеко не всегда высокого уровня. Сеть образовательных
учреждений в республике разбалансирована, и оптимизация сети
приведет к массовому сокращению учителей. Сокращение учителей пойдет
за счет специалистов пенсионного возраста, а это как раз те учителя,
которые показывают реально хорошее качество работы. Молодые
специалисты, которые вот уже лет 10 приходят в образование, имеют
очень слабую подготовку, о качественной их работе говорить очень
сложно. Дело в том, что крайне низкая заработная плата в отрасли в
течение многих лет привела к тому, что на педагогические
специальности шли только те, кто вообще никуда не смог поступить –
по так называемому остаточному принципу. Педвузы набирали
абитуриентов даже с очень низким баллом в аттестате, что сказалось
на качестве подготовки специалистов.
На наш взгляд, надо увеличивать базовую часть
заработной платы, для КБР она должна составить хотя бы 7–8 тыс.
рублей, и тогда в отрасль пойдут молодые перспективные кадры, не
сразу, через некоторое время, а вот конкурс в педвузы появится
сразу. В республике сложно с рабочими местами, а когда молодые люди
поймут, что они могут сразу после окончания вуза получать хорошую
зарплату, а потом еще через год себя проявить и получать
дополнительно стимулирующую часть, то работа учителя станет очень
привлекательной для молодежи, будет конкурс и в вуз, и на рабочие
места.
Если модернизацию образования запускать с
одновременным увеличением базовой части, тогда будут достигнуты
высокие результаты, будут видны реальные изменения.
– Какие действия планирует предпринять профсоюз
республики в связи с введением КПМО?
– Мы планируем активно проводить работу по
минимизации социальной напряженности, которая наверняка возникнет, а
в связи с авральным режимом реализации КПМО будет достаточно острой.
Мы будем вести разъяснительную работу в педагогической среде,
работать с высвобождающимися кадрами, стараться организовать их
переучивание, дальнейшее трудоустройство. Также помимо нашей обычной
работы мы планируем участвовать в выработке критериев качества
деятельности учителя, будем анализировать и широко обсуждать
критерии, заложенные в модельной методике НСОТ, так как есть
критерии, которые нас очень смущают, например, наполняемость класса,
приоритетность предмета. Будем принимать участие в принятии решений
по поводу распределения стимулирующей части заработной платы,
контролировать, чтобы соблюдались, с одной стороны, права работников
отрасли, а с другой стороны, следить, чтобы сами педагоги показывали
достаточно высокое качество работы, чтобы соблюдались нормы, которые
будут заданы в результате КПМО.
Марина Философ,
НП
«Эврика-Зеркало»
|