Возврат >


Вхождение КБР в КПМО – серьезный ресурс для приведения качества жизни в республике в соответствие с требованиями XXI века

 

14 марта 2008 года ИПОП «Эврика» провел общественное обсуждение регионального комплексного проекта Кабардино-Балкарской Республики. В семинаре приняли участие президент КБР А.Б. Каноков, зам. председателя Правительства КБР М.Р. Дышекова, министр образования и науки КБР С.Х. Шхагапсоев, а также представители министерства образования Кабардино-Балкарской Республики, экспертная группа из Москвы, заместители глав администраций муниципальных образований КБР, руководители муниципальных органов управления образованием, представители управляющих советов школ, директора школ, специалисты муниципальных органов управления образованием. Всего в обсуждении приняли участие около 200 человек.

«Мы будем реинвестировать в систему образования средства, высвобождающиеся в связи с сокращением контингента обучающихся»

С приветственной речью выступил президент Кабардино-Балкарской Республики Арсен Баширович Каноков. Он выразил удовлетворение тем, что по результатам конкурсного отбора субъектов Российской Федерации на участие в комплексном проекте модернизации образования республика вошла в десятку регионов, которые уже в 2008 году приступят к реализации данного проекта и продолжат в 2009-м.

А.Б. Каноков отметил, что это событие займет достойное место при реализации Программы стратегии развития Кабардино-Балкарской Республики до 2022 года. Ее генеральная идея – формирование нового имиджа республики. В числе его составляющих – повышение жизненного уровня жителей республики и их внутреннего потенциала. Естественно, что это предполагает и повышение образовательного уровня граждан КБР.

Предусмотренное Программой развития образования Кабардино-Балкарской Республики на 2007–2010 годы повышение качества человеческих ресурсов республики президент рассматривает как важнейшее условие социально-экономического развития региона. Вхождение республики в Комплексный проект модернизации образования, на взгляд А.Б. Канокова, – серьезный ресурс для приведения качества жизни и уровня развития республики в целом в соответствие с требованиями XXI века.

Президент КБР сообщил о решении выделить средства из республиканского бюджета на реализацию проекта модернизации образования, невзирая на то, что республика дотируется из федерального центра. «Мы будем реинвестировать в систему образования средства, высвобождающиеся в связи с сокращением контингента обучающихся. Их должно хватить на обязательства республики по софинансированию комплексного проекта модернизации образования», — сказал Каноков. По его словам, средства пойдут прежде всего на рост заработной платы учителей в зависимости от результативности их деятельности. «Мы должны в системе оплаты уходить от уравниловки и повысить мотивационную функцию оплаты труда. Понимаю сложность этой задачи и считаю важным, чтобы стимулирующие выплаты производились по четким и прозрачным механизмам под наблюдением и при активном участии общественности»,  – подчеркнул глава республики.

А.Б. Каноков призвал глав районных администраций и городских округов оказать всестороннюю поддержку в реализации комплексного проекта модернизации образования.

Из выступления министра образования и науки КБР С.Х. Шхагапсоева:

– Мы намерены в рамках Комплексного проекта ввести с 1 сентября НСОТ для 60% общеобразовательных учреждений республики, а с 1 сентября 2009 года – для всей системы общего среднего образования. По нашим расчетам, это потребует дополнительно более 60 млн. рублей до конца года. Безусловно, введение НСОТ сопряжено с определенными рисками, которые мы сейчас детально анализируем и должны выработать согласованные меры по их минимизации.

Нами проработаны проекты сетевых планов-графиков мероприятий по введению НСОТ. Полагаю, что в ходе нашей работы эти планы примут более завершенный и совершенный характер. В предстоящий период мы предусмотрели проведение деловых игр в расчетном режиме для всех общеобразовательных учреждений республики в расчете на то, что этот процесс позволит смоделировать каждому учреждению те реальные условия и возможности, в которых они окажутся при переходе на НПФ и НСОТ.

Также мы видим важность создания системы оценки качества образования, способной предоставлять различным потребителям (органам управления образованием, гражданским институтам, педагогической и родительской общественности и др.) объективную и оперативную информацию о качестве образования, достоверные сопоставимые данные о достигаемых образовательных результатах, степени соответствия качества образования нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Мы ожидаем, что следствием реализации мер по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений Кабардино-Балкарской Республики станет обеспечение психофизической безопасности учащихся и создание более комфортных условий для реализации образовательного процесса, обеспечение пространственной доступности услуг, предоставляемых сетью учреждений в зависимости возраста детей и ступени обучения. При этом сеть учреждений должна обеспечивать возможности выбора индивидуальной образовательной траектории в образовательном учреждении.

Планируется в 60% учреждений республики в 2008 году создать органы общественного самоуправления, а к 2009 году они должны быть сформированы во всех общеобразовательных учреждениях республики. Также в практику работы общеобразовательных учреждений войдут открытые доклады, которые будут публиковаться в том числе и на регулярно обновляемых сайтах этих учреждений.

В рамках данного проекта необходимо создать предпосылки для формирования на территории республики равномерной сети из оснащенных современных общеобразовательных учреждений различных типов и видов, в которых будут концентрироваться кадровые и материально-технические, информационно-технологические ресурсы.

«Мы поддерживаем введение НСОТ, основанной на принципе глубокой дифференциации заработной платы учителей»

Интервью с председателем республиканского комитета профсоюза работников народного образования и науки КБР Сергеем Александровичем Карнышом.

– Каково отношение профсоюзов региона к комплексному проекту модернизации образования?

– Если комплексный проект модернизации образования будет действительно направлен на стимулирование качества деятельности учителя, дифференцирование заработных плат учителей, то в целом отношение положительное. Но смущает, что все изменения пойдут в очень сжатые сроки – и оптимизация сети образовательных учреждений, и сокращение работников. Это вызовет социальную напряженность.

Кроме того, смущает то, что нет жестких рекомендаций, нормативных актов от МОН РФ, многое отдается на откуп самому региону. С одной стороны, это хорошо, так как дает возможность учесть особенности, с другой стороны, нет полной ясности, сложно прогнозировать результат.

– Каково мнение профсоюзов республики по поводу введения новой системы оплаты труда?

– Мы поддерживаем принцип оплаты за качество, поддерживаем то, что люди должны получать оплату соразмерно проделанной работе. Но нам видятся следующие сложности при введении НСОТ: никакое перераспределение имеющихся средств на заработную плату на самом деле не будет стимулировать повышение качества образования, так как средства будут распределяться между теми учителями, которые в настоящее время работают в отрасли, а качество их работы далеко не всегда высокого уровня. Сеть образовательных учреждений в республике разбалансирована, и оптимизация сети приведет к массовому сокращению учителей. Сокращение учителей пойдет за счет специалистов пенсионного возраста, а это как раз те учителя, которые показывают реально хорошее качество работы. Молодые специалисты, которые вот уже лет 10 приходят в образование, имеют очень слабую подготовку, о качественной их работе говорить очень сложно. Дело в том, что крайне низкая заработная плата в отрасли в течение многих лет привела к тому, что на педагогические специальности шли только те, кто вообще никуда не смог поступить – по так называемому остаточному принципу. Педвузы набирали абитуриентов даже с очень низким баллом в аттестате, что сказалось на качестве подготовки специалистов.

На наш взгляд, надо увеличивать базовую часть заработной платы, для КБР она должна составить хотя бы 7–8 тыс. рублей, и тогда в отрасль пойдут молодые перспективные кадры, не сразу, через некоторое время, а вот конкурс в педвузы появится сразу. В республике сложно с рабочими местами, а когда молодые люди поймут, что они могут сразу после окончания вуза получать хорошую зарплату, а потом еще через год себя проявить и получать дополнительно стимулирующую часть, то работа учителя станет очень привлекательной для молодежи, будет конкурс и в вуз, и на рабочие места.

Если модернизацию образования запускать с одновременным увеличением базовой части, тогда будут достигнуты высокие результаты, будут видны реальные изменения.

– Какие действия планирует предпринять профсоюз республики в связи с введением КПМО?

– Мы планируем активно проводить работу по минимизации социальной напряженности, которая наверняка возникнет, а в связи с авральным режимом реализации КПМО будет достаточно острой. Мы будем вести разъяснительную работу в педагогической среде, работать с высвобождающимися кадрами, стараться организовать их переучивание, дальнейшее трудоустройство. Также помимо нашей обычной работы мы планируем участвовать в выработке критериев качества деятельности учителя, будем анализировать и широко обсуждать критерии, заложенные в модельной методике НСОТ, так как есть критерии, которые нас очень смущают, например, наполняемость класса, приоритетность предмета. Будем принимать участие в принятии решений по поводу распределения стимулирующей части заработной платы, контролировать, чтобы соблюдались, с одной стороны, права работников отрасли, а с другой стороны, следить, чтобы сами педагоги показывали достаточно высокое качество работы, чтобы соблюдались нормы, которые будут заданы в результате КПМО.

Марина Философ,

НП «Эврика-Зеркало»



Возврат >


Hosted by uCoz