|
Внеклассное мероприятие по литературе
для 11 класса
«Этот прекрасный и удивительный мир!»
Цели:
Проверить сформированность навыка монологической речи, умение формулировать мысли, отработать умение делать выводы.
На основе стихотворений поэтов серебряного века раскрыть истинный смысл жизни.
Развить эстетическое восприятие мира.
Ход занятия
I. Организация внимания
Доброго Вам дня!
В мире широком, в море шумящем
Вы – гребень встающей волны,
Странно и сладко жить настоящим,
Предчувствием песни полны.
Радуйтесь, ребята, верным победам!
Смотрите на даль с вышины!
Вам чуждо сомненье, вам трепет неведом,-
Вы – гребень встающей волны.
|
II. Озвучивание темы и целей занятия
Посмела заменить в стихотворении «МЫ» поэта серебряного века Валерия Брюсова слово «братья» на «ребята», а личные местоимения 1 лица на 2 лицо, ибо это занятие посвящено именно вам, стоящим на пороге большой и безумно интересной жизни, поэтому и занятие наше называется «Этот прекрасный, удивительный мир…». Мы попытаемся сделать первые шаги в постижении вечной темы – темы красоты, которую можно услышать благодаря музыке, увидеть посредством искусства, почувствовать душой, безудержно посвящая строки любимых поэтов своим близким. Эта тема является одной из немногих, раскрывающих тайны бытия, позволяющих определить истинные ценности жизни человеческой. Первый шаг мы сделаем вместе, но каждый по жизни пойдем самостоятельно. К сожалению, а может, к счастью, заглянуть в будущее невозможно, поэтому через много-много лет каждый из вас, я уверена, вспомнит это занятие и сделает для себя выводы – достигнута ли его цель, а именно – научились ли вы видеть, слышать, чувствовать красоту, сумели ли пропитать свою жизнь духовным ароматом.
ИТАК, в путь.
III. Выявление умения делать выводы
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И выси гор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Море
И пышный цвет долин.
Я заключил миры в едином взоре,
Я властелин.
Я победил холодное забвенье,
Создав мечту мою.
|
|
Я каждый миг исполнен откровенья,
Всегда пою.
Мою мечту страданья пробудили,
Но я любим за то.
Кто равен мне в моей певучей силе?
Никто, никто.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце,
А если день погас,
Я буду петь… Я буду петь о Солнце
В предсмертный час!
(Константин Бальмонт)
|
|
ВЫВОД. Каждый из нас рано или поздно задается вопросом: «В чем смысл моей жизни?» Все так просто – чтобы жить, поскольку этот подарок не каждому суждено получить. Жить и учиться находить нотки прекрасного даже в самом печальном.
Будем как солнце! Забудем о том,
Кто нас ведет по пути золотому,
Будем лишь помнить, что вечно к иному,
К новому, к сильному, к доброму, к злому,
Ярко стремимся мы в сне золотом.
Будем молиться всегда неземному
В нашем хотенье земном!
Будем, как солнце всегда – молодое,
Нежно ласкать огневые цветы,
Воздух прозрачный и все золотое.
|
|
Счастлив ты? Будь же счастливее вдвое,
Будь воплощеньем внезапной мечты!
Только не медлить в недвижном покое,
Дальше, еще, до заветной черты,
Дальше, нас манит число роковое
В вечность, где новые вспыхнут цветы.
Будем как солнце, оно – молодое.
В этом завет красоты!
(Константин Бальмонт)
|
|
ВЫВОД. Стихотворение Константина Бальмонта пропитано призывом торопиться жить, ибо из года в год время неумолимо набирает скорость, а солнце подобно душе, которая не взирая на возраст должно оставаться всегда молодым.
«Люби!» - поют шурщащие березы,
Когда на них сережки расцвели.
«Люби!» - поет сирень в цветной пыли.
«Люби! Люби!» - поют, пылая розы.
Страшись безлюбья. И беги угрозы
Бесстрастия. Твой полдень вмиг – вдали.
Твою зарю теченья зорь сожгли.
Люби любовь. Люби огонь и грезы.
Кто не любил, не выполнил закон,
Которым в мире движутся созвездья,
Которым так прекрасен небосклон.
Он в каждом часе слышит мертвый звон.
Ему никак не избежать возмездья,
Кто любит, счастлив. Пусть хоть распят он.
(Константин Бальмонт)
|
|
ВЫВОД. Любовь - чувство, которое живет в душе. Благодаря любви цветет душа, подобная яблоневому саду, радующего узорным ароматом и жужжащими возле своих святилищ пчелами.
Я спросил у свободного ветра,
Что мне сделать, чтоб быть молодым.
Мне ответил играющий ветер:
«Будь воздушным, как ветер, как дым!»
Я спросил у могучего моря,
В чем великий завет бытия.
|
|
Мне ответило звучное море:
«Будь всегда полнозвучным, как я!»
Я спросил у высокого солнца,
Как мне вспыхнуть светлее зари.
Ничего не ответило солнце,
Но душа услыхала: «Гори!»
(Константин Бальмонт)
|
ВЫВОД. Свободный, как ветер, полнозвучный, как море, горящий, как солнце – качества, позаимствованные у стихий, бесспорно, великолепны. Не думаю, что людей с подобными качествами, много, но стремиться к подобному необходимо всегда.
Я научился просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.
(Анна Ахматова)
|
|
ВЫВОД. Как часто мы смотрим под ноги, как редко мы поднимаем голову к небу, а вечера наши заняты сериалами да кроссвордами; мы слушаем, но не слышим; мы смотрим, но не видим. Действительно, жизни надо учиться.
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно -
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
|
|
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне…
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.
(Иван Бунин)
|
|
ВЫВОД. Несколько месяцев спустя вы вылетите из родного гнезда в поисках своего места под солнцем, а родной город в окружении величественных гор, родители, лелеющие вас как самый дорогой подарок в жизни, останутся здесь. Так радуйтесь и цените, ибо это и есть самое что ни на есть настоящее счастье!
IV. Подведение итогов занятия
На сегодняшнем занятии мы с вами окунулись в мир удивительного и прекрас-
ного. Вспомнили великолепные стихотворения поэтов серебряного века. Почувствовать всю глубину великолепных творений нам помогла спокойная музыка. У вас была возможность высказать мгновенно возникшие чувства, тем самым проверить себя в восприятии мира. (Оценивание участия в занятии)
Я очень надеюсь, что это занятие станет для вас капелькой в жизненном море красоты, любви, тепла и радости. Пусть ваши души будут открыты для восприятия прекрасного. А для того, чтобы душа жила, дарите знакомым и незнакомым, родным и чужим улыбки, добрые слова и хорошие дела.
До свидания.
Учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №2» – Амирян А.С.
| |
|