Цели:
Познакомить учащихся с разрядами причастия, Сформировать умение различать действительные и страдательные причастия; отработать навыки работы с текстом.
Совершенствовать умение логически мыслить.
Пробудить чувство патриотизма к родному краю.
Ход урока
Организация внимания
Внимание класса достигается посредством загадок, одновременно вспоминаются орфоэпические нормы.
Эту зелень ты не тронь:
Жжется больно, как огонь.
Неприметна, некрасива,
Называется…
|
Из меня посуду тонкую,
Нежно-белую и звонкую
Обжигают с давних пор,
Называюсь я…
|
Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный…
|
Проверка теоретического материала
Работа у доски по карточкам со следующим заданием:
вставить пропущенные буквы;
расставить по мере необходимости знаки препинания;
составить схему.
КАРТОЧКА № 1
Возвышающийся (Э,э)льбрус уютно распол..жился за окнами моего дома.
КАРТОЧКА № 2
Восседающий на троне он зорким взглядом сл..дит за порядком в своих владениях.
КАРТОЧКА № 3
Снежные вершины греющиеся по соседству на солнышке играют с обл..ками.
КАРТОЧКА № 4
Завораживающая своей красотой природа (К,к)авказа пробуждает во мне любовь и гордость за родной край!
Работа с классом ( разгадывание кроссворда):
з а к и п а ю щ и й
. о з а р я е м ы й
р а з л и ч а е м ы й
з а м е ч е н н а я
. п о д а р е н н ы й
з а п а с а ю щ а я с я
и с п ы т а н н ы е
р а з л и т а я
о т ц в е т ш и е
|
1. который закипает;
2. который озаряем ;
3. который можно различить;
4. которую заметили;
5. который подарили;
6. которая запасается;
7. которых испытали;
8. которую разлили;
9. которые отцвели.
|
ВЫВОД: слово, полученное в заштрихованных клеточках, напоминает нам
о теме нашего урока, к которой мы приступим позже.
Совместная работа у доски.
Ответы учащихся, работающих у доски.
Озвучивание предложений в определенном порядке.
Работа с текстом по вопросам:
являются ли данные предложения единым текстом?
определите стиль и тип текста;
дайте заголовок тексту;
чему нас учит данный текст?
Открытие нового знания
1) Предположите, какова будет тема нашего сегодняшнего урока, если ключевые слова темы: разряды причастий, действительные причастия, страдательные причастия.
Тема записывается в тетради.
2) Что вы можете сказать о значении действительных и страдательных причастий, если узнаете, что ЗАКИПАЮЩИЙ (ЧАЙНИК)– это действительное причастие, а ОЗАРЯЕМАЯ (СОЛНЦЕМ) ДОРОГА – это страдательное причастие?
- Как вы понимаете значение слов ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ и СТРАДАТЕЛЬНОЕ?
Учащиеся высказывают свои предположения, сравнивают их с материалами учебника (с.238)
– Найдите действительные и страдательные причастия в упр.560.
Закрепление полученных знаний, развитие учебно-языковых умений
Упр. 561 выполняются письменно, с доской.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ
расцветающий (н)
распускающиеся (н)
поющий (н)
затянувший(п)
берегший (п)
|
СТРАДАТЕЛЬНЫЕ
пригреваемый (н)
окруженный (п)
одеваемый (н)
сшитый (п)
изученный (п)
|
Распределительный диктант
Распределить словосочетания в 2 столбика: со страдательными причастиями и с действительными.
Колеблемый ветром
ожидающий поезда
провожаемый взглядом
выращенный урожай
|
колеблющийся тростник
орошающие дожди
провожающий маму
освободившийся народ
|
ожидаемый пассажирами
орошенные дождем
вырастивший урожай
освобожденный народ
|
Подведение итогов урока
- Что нового о причастии мы узнали на уроке?
- Что обозначают действительные причастия?
- Что обозначают страдательные причастия?
Домашнее задание
Написать сочинение-миниатюру на тему «Ура! Скоро каникулы!», используя страдательные и действительные причастия.
Учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №2» – Амирян А.С.