Возврат >

Открытый обобщающий урок по биологии в 8 классе
«Анализаторы»



Цели урока:
         Обобщить знания учащихся об особенностях восприятия человеком окружающей среды с помощью анализаторов;
         Продолжить развитие навыков работы с информационными технологиями; развивать умения самостоятельной работы;
         Показать возможности применения информационных технологий (с интерактивной доской);
         Развивать логическое мышление, познавательный интерес;
         Воспитывать информационно - грамотную личность.
Ход урока

Организационный момент (приветствие)

Постановка целей и задач

        Ребята, сегодня мы должны вспомнить с вами, что такое анализаторы, и каково их строение, охарактеризовать гигиену органов чувств и познакомиться с интересными фактами о них за страницами вашего учебника.

Актуализация знаний учащихся

1) Чем отличаются понятия «органы чувств» и «анализаторы»?
(Ответы учащихся)

2) Объясните значение термина «анализатор» и начертите схему строения анализатора.
(учащийся у интерактивной доски выполняет задания с помощью инструмента «перо»)

3) Терминологический диктант.

         Система, состоящая из рецептора, проводящих нервных путей и мозговых центров, называется … (анализатором).
         Передняя прозрачная часть белочной оболочки называется … (роговицей).
         Цвет глаз определяется … (радужной оболочкой).
         Зрительные рецепторы расположены в … (сетчатке).
         За зрачком расположен прозрачный двояковыпуклый … (хрусталик).
         Прозрачная желеобразная масса, заполняющая пространство позади хрусталика, называется … (стекловидным телом).
         В среднем ухе расположены три косточки – ... (молоточек, наковальня и стремечко).
         Положение нашего тела в пространстве контролируется органом равновесия, который называют … (вестибулярным аппаратом).
         Рецепторы, воспринимающие прикосновение, давление, тепло, холод, боль находятся в … (коже).
         В верхней части носовой полости расположен орган … (обоняния).
         Рецепторы, воспринимающие сладкое, расположены на … (кончике языка).
4) Установите соответствие между названием анализатора и локализацией его рецепторов.
  Анализатор   Локализация
А Зрительный 1 Кончики пальцев
Б Слуховой 2 Слизистая оболочка языка
В Кожно-мышечный 3 Верхняя часть носовой полости
Г Вкуса 4 Полукружные канальцы
Д Равновесия 5 Сетчатка глаза
Е Обоняния 6 Костный лабиринт
Ответ:             А-5,     Б-6,     В-1,     Г-2,     Д-4,     Е-3.

5) С помощью какого анализатора мы воспринимаем окружающий мир на 90%? (Зрение)

6) Выйти к доске и рассказать о строении глаза.

Учащийся у доски подписывает составные части органа зрения и рассказывает о строении глаза.
Пока учащийся готовиться к ответу у доски, другой учащийся рассказывает о гигиене зрения.

7) Рассказать как воспринимается изображение
(Учащийся у доски)

8) Какие вы знаете заболевания глаз?
(Ответы учащихся)

9) Дополните утверждения:

У дальнозорких людей изображение фокусируется …… сетчаткой. Дефект исправляется ………………….. линзами очков. У близоруких людей изображение фокусируется ………… сетчаткой. Им помогают ……………….. линзы очков, рассеивающие свет.
(учащийся у интерактивной доски с помощью инструмента «перо» вставляет в пропущенные места нужные термины)

10) Что такое иллюзия?
(Ответы учащихся)

Человек получает зрительную информацию об окружающем мире, благодаря согласованной работе глаз и головного мозга. Но иногда головной мозг не может точно разобраться в сигналах поступающих от фоторецепторов глаз, и не понимает, что именно видит человек. Так возникают зрительные иллюзии.

Посмотрите на этот слайд.
Как вы считаете эти горизонтальные линии имеют одинаковую длину?
(ответы учащихся)

11) С помощью какого анализатора мы воспринимаем речь, общаемся между собой, получаем информацию, учимся?
(Ответы учащихся)

12) Рассказать о строении уха

Во время подготовки учащегося у доски, остальные учащиеся работают с текстами на столах, «за страницами учебника».

13) Рассказать о восприятии слуха

14) Выберите правильные суждения:
(учащийся у интерактивной доски , используя инструмент «матрица» выбирает правильные ответы).

    1. Орган слуха расположен в височной кости и состоит из наружного, среднего и внутреннего уха.
    2. Наружное ухо состоит из слуховой трубы и ушной раковины.
    3. Наружное ухо улавливает и проводит звуковые колебания.
    4. Барабанная перепонка находится на границе между задним и внутренним ухом.
    5. Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой.
    6. Среднее ухо соединено с носоглоткой с помощью слуховой трубы.
    7. Слуховые косточки – это рецепторы слухового анализатора.
    8. Внутренне ухо представляет собой системы полостей и извитых канальцев.
    9. Полость внутреннего уха заполнена воздухом.
    10. Звуковая волна превращается в органе слуха в колебания жидкости и затем в нервный импульс.
    11. Постоянные громкие шумы вызывают потерю эластичности барабанной перепонки.
15)

Средняя Азия, середина XIX в. Бухарским эмиратом правит пятый эмир Мангышской династии Насрулла Баходур, по прозвищу «мясник». Он отличается особой жёстокостью. За время его 33-летнего правления ежедневно в Бухаре совершалось от 5 до 100 варварских казней. В 1855 г. эмир Насрулла захватил соседний Шахрияб. Дочь шахриябского шаха становится обитательницей его многочисленного гарема. Однажды ночью, когда кровавый эмир заснул, она подкралась и влила ему в ухо ртуть. Придворным медикам не удалось спасти Насруллу.

Итак, эмир Насрулла Баходур был отравлен ртутью, влитой в ухо, и это не легенда, а достоверный факт.

- В чём же дело? Ведь, как известно, ртуть не могла всосаться через барабанную перепонку?!
(Ответы учащихся)

16) физминутка

    1. Сидя, крепко зажмурим глаза на 3-5 сек, затем откроем их на 3-5 сек. Повторяем 6-8 раз. Это укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаза.
    2. Сидя, быстро моргаем 1-2 мин. Упражнение способствует улучшению кровообращения.
    3. Стоя, смотрим перед собой 2-3 сек. Отводим палец руки на расстояние 25-30 см от глаз, переводим взор на кончик пальца и смотрим на него 3-5 сек., опустим руку. Повторить 10-12 раз. Упражнение снимает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Тем, кто носит очки, выполнять это упражнение, не снимая их.
    4. Сидя, закрываем глаза и легко массируем веки круговыми движениями пальца 1 мин. Упражнение способствует расслаблению мышц и улучшает кровообращение.
    5. Сидя, тремя пальцами каждой руки легко нажимаем на верхнее веко, через 1-2 сек. снимаем пальцы. Повторить 3-4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.
    6. Сидя, при закрытых веках, поднять глаза кверху, опустить вниз, повернуть глаза вправо, затем влево. Повторить 6-8 раз.
    7. Сидя, поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, потом сделать эти же движения против часовой стрелки. Повторить 6-8 раз.
17) С помощью какого анализатора мы ощущаем холод, тепло, боль, прикосновение, давление?
(Ответы учащихся)

18) Строение органа осязания
(с помощью инструмента «маркер» показать действие тактильных рецепторов на различные раздражения)



19) Какой анализатор воспринимает запахи?
(Ответы учащихся. У доски рассказать как происходит восприятие запахов)

20) С помощью чего мы ощущаем вкус пищи?
(Ответы учащихся. У доски показать какая часть вкусового анализатора какие вкусы распознаёт)

21) Кроссворд

Итог урока. Выставление оценок.

Учитель биологии МОУ «Гимназия №2» – Ермакова И.Н.



Возврат >

Hosted by uCoz