18.12.12 на базе ДО №10 прошло заседание городского методического объединения учителей - логопедов. Тема семинара "Критерии определения индивидуального маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья".
Семинар открыла руководитель ГМО Аскерова Н.В., сказав, что инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Восемь принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
На семинаре выступила Козлова Л.Н. с сообщением на тему "Модели интеграции детей с ОВЗ" и далее показала презентацию на тему "Критерии определения индивидуального маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья". В своем выступлении она ознакомила с различными видами и формами отклонений развития детей и определением индивидуального маршрута развития детей, относящихся к различным категориям ограничения здоровья.
Аскерова Н.В. провела с участниками семинара деловую игру "Индивидуальный маршрут".
Целями игры были:
1. Определение оптимального пути ребенка с ОВЗ в инклюзивное пространство.
2. Определение рекомендаций по психолого-педагогической помощи ребенку и определение условий его обучения и воспитания
3. Актуализация знаний и практических умений педагогов по использованию различных методов и приёмов работы с детьми по преодолению трудностей в обучении;
4. Развитие умения работать в команде (сообща).
Участники семинара познакомились с Методическими рекомендациями "Общие подходы к составлению рекомендаций по включению ребенка с ОВЗ".
В конце семинара произошел обмен мнениями. Руководитель ГМО Аскерова Н.В. подвела итог работы, сделав вывод - определение оптимального пути ребенка с ОВЗ в инклюзивное пространство: составление рекомендаций по психолого-педагогической помощи ребенку и определение условий его обучения и воспитания является основным элементом в обеспечении преодоления трудностей в обучении.
Критерии определения образовательного маршрута и условия, при которых этот маршрут может быть реализован является основным элементом в обеспечении преодоления трудностей в обучении и адаптации ребенка с ОВЗ.
Аскерова Н.В.,
руководитель ГМО учителей-логопедов