А.Д. Колядина, методист по УВР МОУ ДОД ЦДОД г . Прохладный Повышение профессиональной компетенции педагогов через организацию методической работы в условиях УДОД
Уважаемые коллеги!
В работе по повышению профессионального мастерства педагогов у нас возникают проблемы, вероятно, схожие с другими УДОД.
1. В системе высшего образования еще не отработана подготовка педагога-специалиста по дополнительному образованию детей. В стране нет ни одного ВУЗа, в котором бы готовили педагогов дополнительного образования, и у нас в ЦДОД нет ни одного дипломированного педагога дополнительного образования.
• некоторые педагоги не имеют педагогического образования, что влияет на результативность и качество образовательной деятельности;
Проведённое анкетирование показало, что у 4% педагогов отсутствует мотивация к профессиональному росту и повышению квалификации, а у 8% не сформирована способность к саморазвитию.
1. Обучение в ВУЗах (заочное) для тех педагогов, у которых нет высшего образования.
Какие бы современные курсы повышения квалификации не предлагали педагогам институты повышения квалификации, они не смогут решить всех проблем, ежедневно возникающих в процессе работы. Мы пришли к пониманию того, что самый правильный путь к вершинам педагогического мастерства - совершенствование работы методической службы и формирование у педагога-практика приоритетов личного профессионального роста.
Для методической службы ЦДОД: Педагогическое мастерство – это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое мастерство, прежде всего, связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности. Педагогическое мастерство педагогов ЦДОД достигается грамотно организованной работой над совершенствованием профессиональной культуры. Методическая служба разработала и начала внедрять стратегию повышения профессионального уровня педагога. Поскольку, стратегия это долгосрочная перспектива, то суть нашей деятельности заключается в планомерном сопровождении педагога к вершинам мастерства, мотивации к самообразованию. Профессиональный рост возможен только тогда, когда у педагога сформируются приоритеты личного профессионального роста. Педагог сам определяет цель и пути её достижения. А методическая служба создаёт поэтапно-творческий перспективный план или индивидуальный образовательный маршрут, корректирует способы достижения цели. Этот маршрут строится по принципу постепенного усложнения и увеличения самостоятельности педагога в повышении своего профессионального роста. Такое построение позволяет реализовать уровневый подход, сочетать повышение квалификации с развитием творческого потенциала, с теоретико-практической, методической и технологической подготовкой педагога. Изучив современные подходы, мы выяснили, что сегодня повышение квалификации и переподготовка уже работающих педагогов может происходить на основе определённых принципов:
• направленность не столько на оснащение педагогов новыми знаниями, сколько на выращивание из личностно-профессиональной позиции как воспитателя, на формирование отношения к себе как участнику диалога с коллегами, как носителя знаний и незнаний в профессиональной сфере;
С учётом перечисленных принципов, мы выстроили план реализации нашей стратегии. Основой этого плана стало формирование четырех основных компонентов профессиональной компетентности педагога дополнительного образования:
• личные качества – мировоззрение, гуманистическая направленность, личная расположенность и психологическая готовность к педагогической деятельности, преданность ей;
Для успешной реализации намеченной стратегии мы пытаемся объединить усилия самого педагога, методической службы и администрации. Создаём совместно условия и среду, способствующую развитию и самомотивации педагогов. В связи с этим, мы меняем подходы вообще к системе повышения квалификации педагогов, внедряем новые технологии обучения, современные методы и формы работы с педагогами, что способствует вовлечению всех педагогов в активную педагогическую деятельность.
1. Организация и функционирование системы управления развитием кадрового потенциала ЦДОД
Разработка, корректировка и внедрение локальных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность ЦДОД, его подразделений и педагогическую деятельность в учреждении.
2. Совершенствование системы методической поддержки педагогических кадров Эта система направлена на повышение профессионального мастерства, развитие творческого потенциала педагогического коллектива и каждого педагога в отдельности, а в целом на совершенствование образовательного процесса. Система методической работы позволяет нам:
• развивать мотивы творческой деятельности, развивать профессиональные навыки, технику педагогического мастерства;
В методической работе по этому направлению мы используем все формы (коллективную, групповую, индивидуальную) и направляем их на оказание практической помощи педагогам, учитывая реальные возможности каждого. Для нас Дифференциация – один из критериев эффективности методической работы – предполагает больший удельный вес в системе методической работы индивидуальных и групповых занятий с воспитателями, исходя из уровня их профессионализма, готовности к саморазвитию и др. показателей. В нашем ОУ нет двух одинаково подготовленных в теоретическом и методическом отношении педагогов, даже среди тех, кто отработал много лет. В ЦДОД работают и мастера педагогического труда, и молодые, неопытные педагоги, поэтому необходимо проводить разноуровневую, дифференцированную
методическую подготовку.
Индивидуальные (консультации, обобщение опыта, участие в конкурсах педагогического мастерства); Групповые (Школа молодого педагога, ШПМ, методические объединения, заседания Методического совета); Коллективные: (единая методическая тема, психолого-педагогические семинары, практикумы, деловые игры, тематические педсоветы).
Реализуя это направление деятельности, методическая служба организует индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение педагога (профилактическое, диагностическое, консультативное). В перспективе планируется активизация такой формы педагогической поддержки как наставничество. У нас функционирует методический кабинет, где педагоги получают информацию о возможностях, формах и методах самообразования, подготовки педагога к аттестации. Педагогам оказывается помощь в подборе и изучении методической литературы, планировании учебно-воспитательной работы с учетом современных требований и передового опыта, программно-методического сопровождения образовательного процесса.
3. Организация системы стимулирования повышения профессионализма педагогов.
Суть деятельности в этом
направлении заключается в реализация мер по повышению профессиональной активности педагогов: организация профессиональных конкурсов, участие педагогов в работе методических объединений, семинаров, педсоветов.
4. Развитие системы наблюдения и оценки результативности образовательного процесса и педагогической деятельности.
Деятельность в этом направлении заключается в изучении и разработке педагогической диагностики и мониторинга образовательного процесса. Для нас работа в этом направлении особенно актуальна, так как вопрос мониторинга качества образования – один из основных в управлении учебно-воспитательным процессом, позволяющий представить успешность освоения предмета обучающимися различных групп, результативность и успешность деятельности педагога, тем более, что на основании оценки результативности образовательного процесса осуществляется новая форма аттестации педагогов.
Приказом Управления образования администрации городского округа Прохладный №25 от 26 сентября 2009 года Центр дополнительного образования детей стал опорным учреждением дополнительного образования детей по теме «Использование ИКТ-технологий в учебном процессе». Работа проводилась согласно положения об опорной школе в городском образовательном пространстве и плана работы Центра как опорного учреждения. По указанной выше теме наше учреждение весь учебный год являлось базой для проведения методической работы с педагогами ОУ, работы ГМО различных направлений и проблемных творческих групп с целью просвещения педагогов города в области использования компьютерных технологий.
ГМО уч. нач. классов – «Игры в начальной школе с компьютерной поддержкой»; «Изготовление поздравительной открытки в программе Word»; ГМО уч. информатики; Семинар – практикум – «Введение в программу Corel Draw»; Постоянно действующий семинар зам. директоров по УВР ДО и НОО – «Преемственные связи в работе с высокомотивированными детьми». Были проведены на высоком уровне Мастер – классы по заявкам УМК, различных ГМО, ОУ, касающиеся информационных технологий:
Школы города (МОУ СОШ №102, №42, №5, лицей №3, гимназия №6) с большим удовольствием использовали в жизни своих учреждений конкурсные работы наших воспитанников (презентации «Путешествие из Петербурга в Москву», «Аспекты изучения русских народных сказок», «Хлеб всему голова»). Директор Цаголова С. А., методист Колядина А. Д. привлекались в качестве экспертов, консультантов при оценке конкурсных работ и авторских образовательных программ УДОД.
|