Возврат >

А.Д. Колядина, методист по УВР МОУ ДОД ЦДОД г . Прохладный
Повышение профессиональной компетенции педагогов
через организацию методической работы в условиях УДОД

         Уважаемые коллеги!
         Наш Центр дополнительного образования детей в этом году отметит своё 20-летие. Центр – это больше 500 учащихся в возрасте от 6 до 17 лет, 32 учебные группы, 5 направлений деятельности. Это современные, уютные, хорошо оборудованные кабинеты для занятий, кабинет психолога, методический кабинет. Сегодня воспитательно-образовательную деятельность Центра осуществляет коллектив в составе 18 педагогов, 9 из которых имеют высшую, 6 – первую, 3 – вторую квалификационные категории. 5 работников учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала - это важные, необходимые помощники педагогам Центра в работе с детьми.

         В настоящее время, как и во всей сфере образования, в нашем образовательном учреждении идет сложный процесс поиска современного содержания, форм, методов и структуры методической работы. Это обусловлено необходимостью поиска нового стиля, новых форм общения с людьми в личностно-ориентированном образовании, становлении профессионального мастерства педагогов, что является основой методической работы с кадрами.

         В ЦДОД именно педагоги – самый ценный ресурс, а их педагогический потенциал - предпосылка к конкурентоспособности учреждения дополнительного образования детей. Это разносторонние личности, порой – просто уникальные. Поэтому главная цель нашей методической деятельности - создать условия для их профессионального роста и самообразования крайне необходимо, как и сложно. Методическая служба ЦДОД существует для того, чтобы способствовать самореализации педагога, развитию его ключевых компетенций: воспитательных, коммуникативных, организаторских, исследовательских, проектировочных, конструктивных.

Проблемное поле

В работе по повышению профессионального мастерства педагогов у нас возникают проблемы, вероятно, схожие с другими УДОД.

1. В системе высшего образования еще не отработана подготовка педагога-специалиста по дополнительному образованию детей. В стране нет ни одного ВУЗа, в котором бы готовили педагогов дополнительного образования, и у нас в ЦДОД нет ни одного дипломированного педагога дополнительного образования.
2. В системе ДОД отсутствуют государственные стандарты определения качества образования, следовательно, несовершенна система оценки результативности воспитательно-образовательного процесса.
3. Отсутствует на государственном уровне единая система повышения квалификации в работе с кадрами дополнительного образования детей.
4. В нашем ОУ работают люди не только с педагогическим образованием, но и техническим, специальным, экономическим и др.
5. Итоги ежегодного анализа кадрового состава следующие:

    • некоторые педагоги не имеют педагогического образования, что влияет на результативность и качество образовательной деятельности;
    • часть педагогов, пришедших на работу из других сфер деятельности, недостаточно владеют методикой работы в сфере ДОД;
    • для молодых специалистов, главная проблема - нехватка опыта и профессионального мастерства.

         Проведённое анкетирование показало, что у 4% педагогов отсутствует мотивация к профессиональному росту и повышению квалификации, а у 8% не сформирована способность к саморазвитию.
         Педагоги, имеющие стаж работы более 20 лет, с трудом перестраиваются на освоение нового опыта в педагогической практике.
         Данные проблемы затрудняют эффективную, слаженную работу коллектива, снижают результативность образовательного процесса, влияют на эмоционально-психологический климат.
         Таким образом, деятельность Центра находится в прямой зависимости от кадрового потенциала, а проблемы его развития и становления педагогического коллектива занимает ведущее место.
         В рамках обозначенных проблем в нашем учреждении реализуется деятельность по разработке индивидуальной стратегии повышения профессионального уровня педагога дополнительного образования.
         Цель этой деятельности состоит в обеспечении условий для удовлетворения постоянно изменяющихся запросов различных категорий педагогов в развитии личности и повышении своего профессионального уровня.
         В настоящее время, мы ищем путь совершенствования устаревшей системы повышения квалификации педагогов.
         Лозунг «Образование через всю жизнь», выдвинутый XIX Генеральной Конференцией ЮНЕСКО, позволяет нам существенно расширить понимание непрерывного образования до целостного развития личности в течение всей жизни. Динамика развития современного мира делает невозможным «образование навсегда».
         Время глубоких перемен требует перестройки системы повышения квалификации специалистов дополнительного образования детей.
         За время существования нашего Центра сложилась традиционная система повышения квалификации педагогических кадров.
         У педагога есть многовариативная возможность повысить свою квалификацию:
         Основными традиционными путями повышения квалификации педагогов в ЦДОД являются:

    1. Обучение в ВУЗах (заочное) для тех педагогов, у которых нет высшего образования.
    2. Участие в научно- методической работе ЦДОД.
    3. Курсы повышения квалификации всех видов в институтах усовершенствование учителей.
    4. Аттестация педагогических работников.
    5. Курсы повышения квалификации, творческие семинары в городских и республиканских методических центрах.
    6. Дистанционное образование
    7. Всевозможные платные курсы.

         Какие бы современные курсы повышения квалификации не предлагали педагогам институты повышения квалификации, они не смогут решить всех проблем, ежедневно возникающих в процессе работы. Мы пришли к пониманию того, что самый правильный путь к вершинам педагогического мастерства - совершенствование работы методической службы и формирование у педагога-практика приоритетов личного профессионального роста.
        

Суть индивидуальной стратегии повышения профессионального уровня молодого педагога.

         Для методической службы ЦДОД:
         Педагогическое мастерство – это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека.
         Педагогическое мастерство, прежде всего, связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности.
         Педагогическое мастерство педагогов ЦДОД достигается грамотно организованной работой над совершенствованием профессиональной культуры.

         Методическая служба разработала и начала внедрять стратегию повышения профессионального уровня педагога. Поскольку, стратегия это долгосрочная перспектива, то суть нашей деятельности заключается в планомерном сопровождении педагога к вершинам мастерства, мотивации к самообразованию. Профессиональный рост возможен только тогда, когда у педагога сформируются приоритеты личного профессионального роста. Педагог сам определяет цель и пути её достижения. А методическая служба создаёт поэтапно-творческий перспективный план или индивидуальный образовательный маршрут, корректирует способы достижения цели. Этот маршрут строится по принципу постепенного усложнения и увеличения самостоятельности педагога в повышении своего профессионального роста. Такое построение позволяет реализовать уровневый подход, сочетать повышение квалификации с развитием творческого потенциала, с теоретико-практической, методической и технологической подготовкой педагога. Изучив современные подходы, мы выяснили, что сегодня повышение квалификации и переподготовка уже работающих педагогов может происходить на основе определённых принципов:

    • направленность не столько на оснащение педагогов новыми знаниями, сколько на выращивание из личностно-профессиональной позиции как воспитателя, на формирование отношения к себе как участнику диалога с коллегами, как носителя знаний и незнаний в профессиональной сфере;
    • осуществление её в процессе взаимодействия с различными профессиональными сообществами, которое включает педагога в различные виды социальной практики;
    • включение педагогов в реальную инновационную практику ОУ;
    • вариативность характера, определяемой различиями в особенностях профессиональной деятельности педагогов;
    • ориентированность на формирование индивидуальной траектории профессионального совершенствования;
    • осуществления на различных уровнях (республиканском, региональном);
    • осуществление её в рамках самоопределяющейся профессиональной общности.

         С учётом перечисленных принципов, мы выстроили план реализации нашей стратегии. Основой этого плана стало формирование четырех основных компонентов профессиональной компетентности педагога дополнительного образования:

    личные качества – мировоззрение, гуманистическая направленность, личная расположенность и психологическая готовность к педагогической деятельности, преданность ей;
    специальную подготовку – предметные или специальные знания, практические умения в выбранной области;
    педагогическую подготовку – знание научных основ организации учебно-воспитательного процесса; свободное владение практическими методами работы с детьми, умение осуществлять выбор формы взаимодействия в соответствии с возрастными и индивидуальными психологическими особенностями ребёнка;
    педагогическую культуру - широкая общекультурная подготовка, выполнение норм этики, развитость рефлексивных способностей, потребность в совершенствовании профессиональной деятельности, а также в саморазвитии и самовоспитании.

Методы и формы реализации стратегии

         Для успешной реализации намеченной стратегии мы пытаемся объединить усилия самого педагога, методической службы и администрации. Создаём совместно условия и среду, способствующую развитию и самомотивации педагогов. В связи с этим, мы меняем подходы вообще к системе повышения квалификации педагогов, внедряем новые технологии обучения, современные методы и формы работы с педагогами, что способствует вовлечению всех педагогов в активную педагогическую деятельность.
        

Содержание деятельности по повышению профессионализма педагогов дополнительного образования по нашему представлению заключается в следующем:

         1. Организация и функционирование системы управления развитием кадрового потенциала ЦДОД

         Разработка, корректировка и внедрение локальных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность ЦДОД, его подразделений и педагогическую деятельность в учреждении.
         Реализуя это направление деятельности, мы стремимся создать такие условия, при которых у педагогов формируется ответственное отношение к своему профессиональному росту и занятием самообразованием. В нашем педагогическом коллективе соблюдается правило персональной ответственности за собственное саморазвитие, что делает весь педагогический процесс результативным и качественным.

         2. Совершенствование системы методической поддержки педагогических кадров

         Эта система направлена на повышение профессионального мастерства, развитие творческого потенциала педагогического коллектива и каждого педагога в отдельности, а в целом на совершенствование образовательного процесса. Система методической работы позволяет нам:

    • развивать мотивы творческой деятельности, развивать профессиональные навыки, технику педагогического мастерства;
    • формировать готовность к профессиональному самообразованию, самосовершенствованию;
    • развивать культуру эмоций и волевых проявлений педагогов;
    • научить саморегуляции деятельности.

         В методической работе по этому направлению мы используем все формы (коллективную, групповую, индивидуальную) и направляем их на оказание практической помощи педагогам, учитывая реальные возможности каждого. Для нас Дифференциация – один из критериев эффективности методической работы – предполагает больший удельный вес в системе методической работы индивидуальных и групповых занятий с воспитателями, исходя из уровня их профессионализма, готовности к саморазвитию и др. показателей. В нашем ОУ нет двух одинаково подготовленных в теоретическом и методическом отношении педагогов, даже среди тех, кто отработал много лет. В ЦДОД работают и мастера педагогического труда, и молодые, неопытные педагоги, поэтому необходимо проводить разноуровневую, дифференцированную методическую подготовку.
         Мы составляем группы педагогов по разным направлениям, исходя из методической темы, целей развития ОУ, состава педагогов. Дифференциация педагогов по уровню педагогического мастерства осуществляется по степени криативности, по уровню профессиональной компетентности, и по уровню профессионального мастерства. Для педагогов-стажёров, молодых педагогов и для педагогов исследователей разрабатывается индивидуальная стратегия. В рамках этой деятельности организованы различные формы методической помощи:


         Индивидуальные (консультации, обобщение опыта, участие в конкурсах педагогического мастерства);
         Групповые (Школа молодого педагога, ШПМ, методические объединения, заседания Методического совета);
         Коллективные: (единая методическая тема, психолого-педагогические семинары, практикумы, деловые игры, тематические педсоветы).

         Реализуя это направление деятельности, методическая служба организует индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение педагога (профилактическое, диагностическое, консультативное). В перспективе планируется активизация такой формы педагогической поддержки как наставничество. У нас функционирует методический кабинет, где педагоги получают информацию о возможностях, формах и методах самообразования, подготовки педагога к аттестации. Педагогам оказывается помощь в подборе и изучении методической литературы, планировании учебно-воспитательной работы с учетом современных требований и передового опыта, программно-методического сопровождения образовательного процесса.
         За последние три года составлен банк данных на образовательные программы, реализуемые в ЦДОД, банк данных педагогической деятельности педагогов.
         В нашем Центре планируется для молодых педагогов работа Школы молодого педагога. Стажёрами этой школы становятся вновь принятые на работы педагоги, не имеющие опыта работы в системе дополнительного образования. Деятельность осуществляется согласно Положению о ШМП, приказу директора и годовому плану работы. Для стажёров Школы и других выразивших желание педагогов организуются консультации и посещения занятий опытных педагогов с целью наращивания количества знаний о новых методиках, приёмах, технологиях и умений за счёт копирования их в своей деятельности.
         При составлении плана работы на учебный год методическая служба пытается учесть результаты диагностики и интересы всех категорий педагогов. К участию в методических мероприятиях, к работе в ШПМ, инициативных группах привлекаются педагоги разного возраста и опыта.

         3. Организация системы стимулирования повышения профессионализма педагогов.

         Суть деятельности в этом направлении заключается в реализация мер по повышению профессиональной активности педагогов: организация профессиональных конкурсов, участие педагогов в работе методических объединений, семинаров, педсоветов.
         Понятно, что раскрытие творческого потенциала педагога необходимо морально и материально стимулировать. Помимо материального, осуществляемого согласно Положению о материальном стимулировании, у нас существует традиция присуждать премии. В Положении о них сказано: «В целях создания условий для развития творческой активности педагогов дополнительного образования, эффективного стимулирования их творческого и интеллектуального потенциала администрация и Методический совет ЦДОД присуждают ежеквартальные премии для педагогов, руководителей детских объединений ЦДОД.
         Административные премии присуждаются педагогическим работникам ЦДОД за творческую работу в течение учебного года, заинтересованность в развитии образовательного процесса, активное участие в решении существенных проблем в педагогической, методической, управленческой деятельности. А также за особые достижения педагогических работников в развитии творчества воспитанников и активное участие в досугово-массовой деятельности ЦДОД».

         4. Развитие системы наблюдения и оценки результативности образовательного процесса и педагогической деятельности.

         Деятельность в этом направлении заключается в изучении и разработке педагогической диагностики и мониторинга образовательного процесса. Для нас работа в этом направлении особенно актуальна, так как вопрос мониторинга качества образования – один из основных в управлении учебно-воспитательным процессом, позволяющий представить успешность освоения предмета обучающимися различных групп, результативность и успешность деятельности педагога, тем более, что на основании оценки результативности образовательного процесса осуществляется новая форма аттестации педагогов.
         Отслеживание реализуемых образовательных программ происходит ежегодно.

Классификация реализуемых образовательных программ:

по форме состояния
по уровню освоения
по продолжительности реализации

Постоянно отслеживается работа педагогов по направлениям

Активность педагогов естественно - научной направленности

Психологические аспекты повышения профессиональной компетентности педагогов

Стимулирующие факторы
Препятствующие факторы

Оценка использования в педагогической деятельности форм и методов воспитательной работы

формы и методов воспитательной работы

         Приказом Управления образования администрации городского округа Прохладный №25 от 26 сентября 2009 года Центр дополнительного образования детей стал опорным учреждением дополнительного образования детей по теме «Использование ИКТ-технологий в учебном процессе». Работа проводилась согласно положения об опорной школе в городском образовательном пространстве и плана работы Центра как опорного учреждения. По указанной выше теме наше учреждение весь учебный год являлось базой для проведения методической работы с педагогами ОУ, работы ГМО различных направлений и проблемных творческих групп с целью просвещения педагогов города в области использования компьютерных технологий.
         Основными формами работы с педагогическими кадрами стали: практический показ современных информационных методов работы во время открытых занятий на базе Центра и ОУ города, мастер - классов, семинаров-практикумов.

         Это:
         Открытые занятия по методике использования ИКТ-технологий:

        МОУ СОШ №1 – «Здоровье сберегающие технологии в начальной школе»;
        ГМО уч. нач. классов – «Игры в начальной школе с компьютерной поддержкой»;
         «Изготовление поздравительной открытки в программе Word»;
        ГМО уч. информатики;
        Семинар – практикум – «Введение в программу Corel Draw»;
        Постоянно действующий семинар зам. директоров по УВР ДО и НОО – «Преемственные связи в работе с высокомотивированными детьми».

         Были проведены на высоком уровне Мастер – классы по заявкам УМК, различных ГМО, ОУ, касающиеся информационных технологий:


         педагогами Центра Рудоманенко А. В. и Чубовой Е. С.;
        ГМО уч. информатики – «Создание публикации в МО Publisher»;
        «Введение в программу Adobe Photoshop »;
        ГМО уч. нач. классов - «Требования безопасности при работе детей с компьютером»;
        ГМО руководителей и методистов УДОД – «Создание публикаций в программе Publisher»;
         Для проведения городских мероприятий и мероприятий управления образования привлекались педагоги учреждения Чувашин Ю. А., Чубова Е. С., Рудоманенко А. В., Цаголова С. А.и для изготовления презентаций, фильмов, баннеров.

         Школы города (МОУ СОШ №102, №42, №5, лицей №3, гимназия №6) с большим удовольствием использовали в жизни своих учреждений конкурсные работы наших воспитанников (презентации «Путешествие из Петербурга в Москву», «Аспекты изучения русских народных сказок», «Хлеб всему голова»). Директор Цаголова С. А., методист Колядина А. Д. привлекались в качестве экспертов, консультантов при оценке конкурсных работ и авторских образовательных программ УДОД.
         Задачи, которые решает наш Центр как опорное учреждение соответствуют задачам, поставленным в программе Взаимодействия ЦДОД с ОУ города.



Возврат >

Hosted by uCoz