В рамках ГМО, Захаровой Лидией Филипповной, учителем технологии МОУ «СОШ №4» Цели урока:
ознакомить учащихся с историей лоскутного шитья, с приемами создания орнамента из геометрических фигур, продолжить формирование умения пользоваться инструкционными картами;
I. Организационно-подготовительный этап Приветствие. Проверка явки учащихся на урок, готовности к уроку. Активизация учащихся. Сообщение темы и целей урока, постановка перед учащимися задачи.
Вступительное слово учителя.
Назвать виды декоративно-прикладного искусства (кто больше назовет);
2. Нить, идущая вдоль ткани; 3. Расстояние между двумя проколами иглы; 4. Натуральное волокно растительного происхождения; 5. Нить, идущая поперек ткани; 6. Швейное изделие, предназначенное для работы на кухне.
III. Формирование новых знаний
Тема нашего урока связана с лоскутной техникой.
Мы сегодня познакомимся с историей этого древнего искусства. Познакомимся с профессией дизайнера. Приобретем навыки построения цветового орнамента в лоскутной технике. Дополним свои знания о профессии художника- модельера. Будем стараться выполнять работу аккуратно и точно.
С чего всё началось? Приложение №1
Удивительное рукоделие - лоскутная техника - своими корнями уходит глубоко в древность. Толчком для её создания послужили обыкновенные заплаты, которые ставились на ещё крепкие, но слегка потёртые вещи. Заплаты имели разнообразные формы и расцветки. Это навело мастериц на мысль о возможности создания изделий из лоскутов.
В России лоскутное шитьё стало активно развиваться с середины XIX века, когда широкое распространение получили хлопчатобумажные ткани фабричного производства. Почти в каждом крестьянском доме можно было увидеть веселые разноцветные лоскутные одеяла, наволочки для подушек, разноцветные яркие коврики и многое другое, не только нужное и полезное, но и красивые, завораживающие взор предметы домашнего обихода. Если внимательно всмотреться в выполненную работу, то не только можно судить о вкусе рукодельницы, но и определить ее настроение, о чем она думала. Мастерицы с любовью выкладывали лоскутные узоры, подобные тем, что выполняли древние мастера мозаики. Они собирали квадраты и треугольники в различные геометрические орнаменты и композиции, что напоминало вышивку, роспись или тканые ковры. Из длинных лент, собранных из обрезков ткани, ткали напольные дорожки, народ их называл «дерюжки». Настоящим произведением искусства были пестрые покрывала из обрезков ткани, их называли «ляпачихи».
Мастерицы экономно используют самые маленькие отходы тканей, зачастую создают изделия высокого художественного уровня. В современной жизни люди упрямо стремятся сохранить прошлое.
Древние ремёсла расцветают благодаря труду и творчеству юных мастеров. Их секреты бережно хранятся, передаются из поколения в поколение - и ниточка, связывающая нас с далёкими предками, не рвётся.
Существует большое разнообразие приёмов работы с лоскутками. К наиболее распространённым относятся: пэчворк, (в переводе с английского - "лоскутная работа")
Эта лоскутная техника стала возрождаться только в конце 60-х годов прошлого столетия.
Мода тех лет с её призывом "сделай-свяжи-сшей сам" стимулировала увлечение многих художников модельеров для создания фольклорного стиля. Они придумывают различные орнаменты и композиции из геометрических фигур, для создания своих моделей и стилей.
Посмотрите внимательно на работы, которые выполнены в лоскутной технике. Какие геометрические фигуры вы видите? (квадраты, треугольники, прямоугольники).
Существует еще одна профессия – дизайнер, это художник-конструктор. Он конструирует, создает эти орнаменты из различных фигур.
Разбейте квадрат на маленькие квадраты; Составьте рисунок в квадрате из геометрических фигур. Какая основная фигура используется в вашей работе? Сколько шаблонов использовали для выполнения данного узора? Сколько фигур получилось? Какую геометрическую фигуру мы можем получить из квадрата? (треугольник, прямоугольник, ромб)
Чтобы изделие получилось яркое и красочное нужно правильно подобрать цветовое сочетание ткани.
Быстро и со вкусом подобрать ткани поможет цветовой круг, "Каждый охотник желает знать где сидит фазан".
соблюдение правил техники безопасности; правильность выполнения приёмов и качество работы; степень самостоятельности; Через 15 минут самостоятельной работы проводится физминутка с целью предупреждения сколиоза, снятия усталости и напряжения пальцев рук. VIII. Контроль и рефлекия
анализ допущенных ошибок (если они есть); выставление оценок в классный журнал и дневники учащихся. Вопросы для закрепления нового материала:
Что можно сделать с лоскутом, оставшимся после раскроя швейного изделия? Какие геометрические фигуры используются в лоскутном шитье? Какие новые термины узнали на уроке? Как понимаете пословицу: "Ремесло не коромысло, плеч не оттянет, а само прокормит". Домашнее задание Продумать творческий проект выполнения изделия из лоскутного шитья для интерьера своего дома. Подготовить материал к работе, рабочую коробку, эскиз, шаблон. Уборка рабочих мест учащихся Используемая литература 1. Максимова М.А. и Кузимина М.Ю. «Лоскутики» – М.: Издательский центр «Пресс», 1998 г. 2. Митителло К.М. «Золотая коллекция аппликации» – М.: Издательский центр «ЭКСВО», 2005 г. |