Возврат >
...... ............
      

В рамках ГМО, Захаровой Лидией Филипповной, учителем технологии МОУ «СОШ №4»
был проведен мастер-класс «Этот чудо- лоскуток».










Цели урока:

          ознакомить учащихся с историей лоскутного шитья, с приемами создания орнамента из геометрических фигур, продолжить формирование умения пользоваться инструкционными картами;
          сформировать навыки построения цветового орнамента в лоскутной технике, совершенствовать навыки культуры труда, взаимоконтроля и самоконтроля;
          воспитывать чувство прекрасного, эстетический вкус, творческое отношение к выполняемой работ, искренний интерес к истории Родины, к развитию народных промыслов.

Ход занятия

I. Организационно-подготовительный этап

Приветствие. Проверка явки учащихся на урок, готовности к уроку. Активизация учащихся. Сообщение темы и целей урока, постановка перед учащимися задачи.

Вступительное слово учителя.
         Здравствуйте! Сегодня мы с вами продолжим знакомство с лоскутной техникой, так как первоначальные понятия вы получили в 5 классе. Вы уже знаете такие понятия как «орнамент», «лоскутная техника», «лоскут». Вспомним с вами эти определения и научимся построению узоров, состоящих из разных геометрических фигур, изготовлению шаблонов и приемам сборки деталей композиции. Итак, тема сегодняшнего урока – «Этот чудо-лоскуток».

II. Повторение ранее изученного материала

Но прежде, чем приступить к изучению новой темы, мы повторим знания, полученные на прошлых уроках. Для этого проведем соревнование между двумя группами (выдаются учащимся карточки-задания с вопросами):

          Назвать виды декоративно-прикладного искусства (кто больше назовет);
          Разгадать кроссворд

Вопросы к кроссворду:
    1. Натуральное волокно животного происхождения;
    2. Нить, идущая вдоль ткани;
    3. Расстояние между двумя проколами иглы;
    4. Натуральное волокно растительного происхождения;
    5. Нить, идущая поперек ткани;
    6. Швейное изделие, предназначенное для работы на кухне.
   
1
ш ё л к        
       
2
о с н о в а
       
3
с т е ж о к
4. х л о п о к          
       
5
у т о к    
 
6
ф а р т у к      
Мы отгадали основное ключевое слово, которое было зашифровано в кроссворде – это ЛОСКУТ.

III. Формирование новых знаний

         Тема нашего урока связана с лоскутной техникой. Мы сегодня познакомимся с историей этого древнего искусства. Познакомимся с профессией дизайнера. Приобретем навыки построения цветового орнамента в лоскутной технике. Дополним свои знания о профессии художника- модельера. Будем стараться выполнять работу аккуратно и точно.

Сообщение познавательных сведений
         Что можно сделать с лоскутом, оставшимся после раскроя швейного изделия? Изделие можно изготовить не только из целого куска ткани, но и из лоскутиков. Шитьё из лоскутков - один из традиционных видов народного творчества, у которого давняя история, глубокие корни. Как художественная работа, шитьё из лоскутов по сути своей очень близко к древнему искусству мозаики.

        

С чего всё началось? Приложение №1

         Удивительное рукоделие - лоскутная техника - своими корнями уходит глубоко в древность. Толчком для её создания послужили обыкновенные заплаты, которые ставились на ещё крепкие, но слегка потёртые вещи. Заплаты имели разнообразные формы и расцветки. Это навело мастериц на мысль о возможности создания изделий из лоскутов.

         Зародилась лоскутная пластика в Англии, а затем постепенно распространилась в Европе, Америке, Австрии и на Руси. Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта.

         В России лоскутное шитьё стало активно развиваться с середины XIX века, когда широкое распространение получили хлопчатобумажные ткани фабричного производства. Почти в каждом крестьянском доме можно было увидеть веселые разноцветные лоскутные одеяла, наволочки для подушек, разноцветные яркие коврики и многое другое, не только нужное и полезное, но и красивые, завораживающие взор предметы домашнего обихода. Если внимательно всмотреться в выполненную работу, то не только можно судить о вкусе рукодельницы, но и определить ее настроение, о чем она думала. Мастерицы с любовью выкладывали лоскутные узоры, подобные тем, что выполняли древние мастера мозаики. Они собирали квадраты и треугольники в различные геометрические орнаменты и композиции, что напоминало вышивку, роспись или тканые ковры. Из длинных лент, собранных из обрезков ткани, ткали напольные дорожки, народ их называл «дерюжки». Настоящим произведением искусства были пестрые покрывала из обрезков ткани, их называли «ляпачихи».

         Мастерицы экономно используют самые маленькие отходы тканей, зачастую создают изделия высокого художественного уровня. В современной жизни люди упрямо стремятся сохранить прошлое. Древние ремёсла расцветают благодаря труду и творчеству юных мастеров. Их секреты бережно хранятся, передаются из поколения в поколение - и ниточка, связывающая нас с далёкими предками, не рвётся.

         Я хочу вас познакомить со старинной техникой лоскутного шитья, которая существует и в наше время это - "курак". Это мозаичное полотно со свободно отходящими вершинами разноцветных треугольников.

Демонстрация образцов
         Произведения декоративно-прикладного искусства хранятся во многих музеях страны и по-прежнему восхищают нас своей красотой. Лоскутные мозаики - покрывала, одеяла, занавески, панно, салфетки, коврики, дорожки украшают и сейчас многие интерьеры жилого дома, выставки декоративно-прикладного творчества.

Демонстрация работ

         Существует большое разнообразие приёмов работы с лоскутками. К наиболее распространённым относятся: пэчворк, (в переводе с английского - "лоскутная работа") Эта лоскутная техника стала возрождаться только в конце 60-х годов прошлого столетия. Мода тех лет с её призывом "сделай-свяжи-сшей сам" стимулировала увлечение многих художников модельеров для создания фольклорного стиля. Они придумывают различные орнаменты и композиции из геометрических фигур, для создания своих моделей и стилей.

Вспомним, что такое орнамент?
Орнамент – это последовательное повторение отдельных узоров или целой группы.
Композиция – это объединение элементов изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание.

IV. Физминутка

         Посмотрите внимательно на работы, которые выполнены в лоскутной технике. Какие геометрические фигуры вы видите? (квадраты, треугольники, прямоугольники). Существует еще одна профессия – дизайнер, это художник-конструктор. Он конструирует, создает эти орнаменты из различных фигур.
Сегодня на уроке мы с вами будем дизайнерами т.е. художниками-конструкторами, создавать свои элементы мозаики. Узоры обычно складываются из повторяющихся элементов, поэтому для удобства раскроя материала применяют выкройки - шаблоны. Их выполняют из плотной бумаги или картона. Элементами мозаики могут служить квадраты, прямоугольники, ромбы, треугольники, шести-восьмиугольники и т.д.

Демонстрация
          Начертитите квадрат;
          Разбейте квадрат на маленькие квадраты;
          Составьте рисунок в квадрате из геометрических фигур.

Какая основная фигура используется в вашей работе?
Сколько шаблонов использовали для выполнения данного узора?
Сколько фигур получилось?
Какую геометрическую фигуру мы можем получить из квадрата? (треугольник, прямоугольник, ромб)

         Чтобы изделие получилось яркое и красочное нужно правильно подобрать цветовое сочетание ткани. Быстро и со вкусом подобрать ткани поможет цветовой круг, "Каждый охотник желает знать где сидит фазан".
Цвета условно распределили на две группы: "тёплые" - красный, оранжевый, жёлтый - напоминают о солнце и тепле. "Холодные" - зелёный, голубой, синий и фиолетовый - напоминают о холоде. Существует нейтральная группа цветов - чёрный, белый и серый.
Цвета секторов, расположенных напротив друг друга, считаются контрастными и при этом гармоничными: красный-зелёный, оранжевый - синий, жёлтый - фиолетовый. Более изысканным и сложным цветовым сочетанием принято считать цвета секторов, расположенных один от другого через сектор: красный - жёлтый -синий; зелёный - фиолетовый - оранжевый и т. д. Цвета соседних секторов вносят дисгармонию, и не стоит их соединять вместе: красный - оранжевый и т. д.

V. Применение новых знаний и умений

Практическая часть
Создание рисунка орнамента. Выполнение шаблона.

         Вводный инструктаж Дизайнеры готовы к уроку? На рабочем столе у вас должна быть карта, где вы будете разрабатывать свой орнамент. Чертежные инструменты: линейка, карандаш, ластик. Цветные карандаши, для подборки цветового решения. На уроке вы попробуете отработать навыки сборки орнамента на примере узора из девяти квадратиков. Пользуясь готовым рисунком выполнить шаблон.

Техника безопасности
         Во время работы нужно держать рабочее место в порядке. При выполнении чертежных работ спину держать ровно, не наклоняться к работе. Расстояние от работы до глаз не должно быть меньше 30 см.

VI. Самостоятельная работа учащихся

         Изученный материал закрепляется практической работой. Учащиеся, пользуясь карточкой, составляют рисунок, который известен под названием «американский квадрат» - традиционен для лоскутной мозаики и позволяет составлять разнообразные гармоничные сочетания лоскутов.
Итак, за дело мои юные дизайнеры.

Выполнение задания по инструкционной карте
1. Начерти квадрат со стороной 18 см
2. Разбей квадрат на полоски по 3 см каждая.
3. Придумай и изобрази рисунок в квадрате из геометрических фигур.
4. Подбери цветовое решение для своего орнамента.
5. Выполни шаблоны из плотной бумаги, пользуясь своим рисунком.

Целевые обходы рабочих мест учащихся:

          организация рабочего места, культура труда;
          соблюдение правил техники безопасности;
          правильность выполнения приёмов и качество работы;
          степень самостоятельности;
VII. Физминутка

Через 15 минут самостоятельной работы проводится физминутка с целью предупреждения сколиоза, снятия усталости и напряжения пальцев рук.

VIII. Контроль и рефлекия

           
Учитель проводит анализ выполнения самостоятельной практической работы учащихся.
          показ лучших эстетических выполненных работ;
          анализ допущенных ошибок (если они есть);
          выставление оценок в классный журнал и дневники учащихся.
IX. Анализ и оценка урока

Вопросы для закрепления нового материала:
          Чему вы сегодня научились? Что нового узнали на уроке?
          Что можно сделать с лоскутом, оставшимся после раскроя швейного изделия?
          Какие геометрические фигуры используются в лоскутном шитье?
          Какие новые термины узнали на уроке?
          Как понимаете пословицу: "Ремесло не коромысло, плеч не оттянет, а само прокормит".
Сегодня на уроке вы научились новому ремеслу, созданию мозаики, узоров.

Домашнее задание

Продумать творческий проект выполнения изделия из лоскутного шитья для интерьера своего дома. Подготовить материал к работе, рабочую коробку, эскиз, шаблон.

Уборка рабочих мест учащихся

Используемая литература
1. Максимова М.А. и Кузимина М.Ю. «Лоскутики» – М.: Издательский центр «Пресс», 1998 г.
2. Митителло К.М. «Золотая коллекция аппликации» – М.: Издательский центр «ЭКСВО», 2005 г.


Возврат >




Hosted by uCoz