|
МОУ «Межшкольный учебный комбинат»
Методические рекомендации по выполнению и руководству
творческими экзаменационными проектами
ОУ города
|
Творческий экзаменационный проект - самостоятельная разработка конкретной темы с элементами научного анализа, отражающая приобретенные учеником теоретические знания и практические навыки, умение работать с литературой, анализировать источники, делать обстоятельные и обоснованные выводы.
1. Задачи творческого экзаменационнго проекта
2. Структура творческого экзаменационного проекта
Структура ТЭП определяется в зависимости от его типа, именно:
Курсовой работы теоретико-практического типа, в практической части возможно представление отчета о практике с анализом деятельности.
Курсовой работы исследовательско¬го типа.
Курсового проекта с представлением творческой практической работы с подробным описанием техники и технологии выполнения.
2.1. По структуре курсовая работа теоретико-практического типа состоит из:
введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы,формулируются цели, объект, предмет, задачи работы;
основной части, которая обычно состоит из двух разделов:
- в первом разделе содержатся краткая история вопроса, теоретические основы разрабатываемой темы;
- вторым разделом является практическая часть, которая представлена расчетами, графиками, таблицами, схемами, методическими разработками и т.п.;
заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации
относительно возможностей практического применения материалов работы; её теоретическая и практическая значимость.
списка используемой литературы;
приложения.
2.2. По структуре курсовая работа исследовательского(опытно- экспериментального) типа состоит из:
введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, определяются проблема, цели, объект, предмет и задачи исследования (эксперимента), выдвигается гипотеза, определены методы для её подтверждения или опровержения;
основной части, которая обычно состоит из двух разделов:
- в первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы, даны краткая история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике;
- второй раздел представлен практической частью, в которой
содержатся план проведения эксперимента, характеристики методов экспериментальной работы, обоснование выбранного метода, основные этапы эксперимента, обработка и анализ результатов исследования (опытно-экспериментальной работы;
заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации о возможности применения полученных результатов;
списка используемой литературы;
приложения.
2.3. По структуре курсовой проект состоит из: пояснительной записки и практической части. По содержанию курсовой проект может носить конструкторский или технологический характер.
Пояснительная записка курсового проекта включает в себя:
введение, в котором раскрывается актуальность и значение темы,
формулируется цель;
описательную часть, в которой приводится описание конструкции и
принцип работы спроектированного изделия, выбор материалов, технологические особенности его изготовления; организационно – экономическую, расчетную часть;
3. Руководство выполнением творческого экзаменационного проекта
3.1. На первой консультации с руководителем учащийся знакомится с методикой написания ТЭП, правилами его оформления, демонстрируются наглядные материалы с видами библиографического описания, образцами цитирования, способами включения ссылок на источники. Для эффективности этой консультации ученик предварительно должен получить перечень тем и список рекомендуемой литературы, внимательно изучить полученные материалы, выделить и записать вопросы, требующие пояснения преподавателя, ориентировочно наметить тему, составить проект рабочего плана работы.
3.2. Основными функциями руководителя ТЭП являются:
4. Основные этапы выполнения ТЭП: Процесс написания, как курсовой работы, так и курсовых проектов включает в себя ряд взаимосвязанных этапов:
Выбор темы, согласование её с руководителем, получение задания;
Сбор анализ и обобщение материала по выбранной теме;
Формирование структуры работы;
Составление индивидуального плана работы над ТЭП;
Формулирование основных теоретических положений;
Проведение исследования, эксперимента или практическое изготовление объекта ТЭП;
Формулирование практических выводов и рекомендаций;
Изложение и представление ТЭП руководителю;
Доработка чистого варианта с учётом замечаний;
Оформление ТЭП, библиографического списка, приложений;
Получение допуска к защите на основании рецензии
4.1. Выбор темы, требования к названию.
Название темы:
Ученик, как правило, выбирает тему работы из предлагаемого перечня, однако может предложить свою тему в пределах учебного плана профиля обучения с обоснованием необходимости ее разработки и по согласованию с руководителем. Свобода выбора тем творческих экзаменационных проектов позволяет реализовать индивидуальные научные интересы и своеобразие познавательных стилей обучающихся. Выбор темы предполагает самостоятельность учащегося, исходя из его уровня понимания и осознания актуальности темы, оценки ее теоретического и практического значения.
Обязательным условием является соответствие темы работы требованию государственного образовательного стандарта, содержанию учебной дисциплины. Обязательным условием является актуальность темы - степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса) в конкретной профессиональной области.
Раскрытие актуальности темы может быть связано:
с не изученностью выбранной темы. В этом случае исследование актуально именно потому, что определённые аспекты темы изучены не в полной мере и проведённое исследование направлено на преодоление этого пробела;
с возможностью решения определённой практической задачи на основе полученных в исследовании данных.
Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы. В широком смысле проблема означает объективное затруднение, противоречие, которое возникает в практике. В научном исследовании сущность проблемы составляет противоречие между фактами и их теоретическим осмыслением. Если ученик сформулировал проблему, то недалёк от её решения. Правильная постановка и формулировка проблемы определяет стратегию вообще и направление научного поиска в особенности. Таким образом тема исследования есть ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект исследования в определённом аспекте, характерном для данной работы и иметь лаконичную формулировку.
4.2.Сбор, анализ и обобщение материала
С выбором темы неразрывно связаны подбор и изучение учащимся литературы. Сбор литературы по теме исследования (нормативной, первоисточников, научной и учебной) начинается с подготовки библиографического списка. Источниками для формирования библиографического списка могут быть:
- список обязательной и рекомендованной литературы по изучению учебной дисциплины;
-библиографические списки в учебниках и монографиях;
предметные каталоги библиотек, Интернет; рекомендации преподавателя.
Библиографический список должен всесторонне охватывать исследуемую тему и содержать 10-15 наименований.
Процесс изучения учебной, научной и другой литературы требует внимательного и обстоятельного осмысления и обязательного конспектирования. Конспекты бывают нескольких видов: плановые, свободные, текстуальные и тематические.
Работы, не требующие детального изучения, просматривают в тех случаях, когда мысли, идеи, высказывания автора могут быть использованы для раскрытия содержания исследуемой темы, и делают выписки. Выписки следует делать на отдельных листках со ссылками на статью или монографию, откуда взяты идея, факт или цитата. В ходе анализа собранного по теме исследования материала выбирают наиболее обоснованные и аргументированные конспективные записи, выписки, цитаты и затем систематизируют их по ключевым вопросам исследования.
4.3. Итогом этой работы должна стать логически выстроенная система сведений по существу исследуемого вопроса. На ее основе уточняются структура исследования, его содержание и объем работы. Хотя структура работы первоначально определяется на стадии планирования, в ходе написания могут возникнуть новые идеи и соображения, поэтому не рекомендуется окончательно структурировать работу сразу же после сбора и анализа материалов.
4.4 Разработка рабочего плана
Для разработки рабочего индивидуального плана ТЭП ученик должен четко представлять ее структуру. Разработка темы работы начинается с планирования. Правильно составленный план позволяет продуктивно организовать исследовательскую, конструкторскую или технологическую работу по избранной теме и представить ее в установленные сроки.
4.4.1.План составляется учеником на основе предварительного ознакомления с литературой и другими источниками. Приступая к работе над планом, первоначально необходимо проанализировать вопросы темы по учебникам, в частности, по рабочим учебникам, так как в них вопросы излагаются в наиболее доступной форме. Только после этого целесообразно переходить к специальной литературе, изучению первоисточников, нормативных документов. Такой способ, от простого к сложному, обеспечит возможность "не потеряться" в обилии фактов, идей, авторов.
4.4.2. На основе анализа рекомендованной литературы осуществляется постановка конкретной проблемы - проблемы написания курсовой работы, откуда следует обоснование актуальности темы, объекта и предмета исследования, задач, методов исследования. С проблемой тесно связан объект и предмет исследования.
4.4.3. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него направлено основное внимание исследователя, именно предмет исследования определяет тему работы. Таким образом:
Объект – это процесс или явление , порождающие проблемную ситуацию. Объект это та область, в рамках которой и находится то, что будет изучаться.
Предмет исследования –это то, что находится в границах объекта. Это конкретная часть объекта или процесса, который собственно и исследуется.
4.4.4. Из предмета исследования вытекают его цель и задачи.
Формулировка цели исследования - следующий элемент разработки плана. Дабы успешно и с минимальными затратами времени справиться с формулировкой цели, нужно ответить себе на вопрос: “что ты хочешь создать в итоге организуемого исследования, эксперимента?” Этим итогом могут быть: новая методика, классификация, новая программа, алгоритм, структура, новый вариант известной технологии, методическая разработка, сценарий и т.д. Очевидно, что цель любого исследования, эксперимента, как правило, начинается с глаголов:
выяснить...
выявить...
сформировать...
обосновать...
проверить...
определить...
создать...
построить...
Таким образом: Цель – это общая формулировка конечного результата, который предполагается получить при выполнении исследования. Необходимо отметить, что в исследовании может быть только одна цель. В соответствии с предметом и целью определяются задачи исследования.
4.4.5. Задачи исследования – это последовательные шаги, которые обеспечивают достижение поставленной цели и конкретизируют её. Задачи должны быть взаимосвязаны и отражать общий путь достижения цели. Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так, как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач.
4.4.6. Следующим этапом работы над исследованием является выдвижение гипотезы. В переводе с древнегреческого языка гипотеза означает «обоснование», «предположение». Гипотеза указывает, как исходный факт следует преобразовать в то состояние, которое требуется. Гипотеза – это развернутое предложение, где максимально подробно изложены система мер, будущая методика,, технология,, механизм того поведения за счёт которого ожидается получение результата. При формулировке гипотезы обычно используют словесные конструкции типа: «если…,то…», «при условии, что…».
Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:
быть проверяемой;
содержать предположение;
быть логически непротиворечивой;
соответствовать фактам.
4.4.7. После формулировки гипотезы следует этап определения методов исследования. Метод – это способ достижения цели исследования. От выбора метода зависит сама возможность реализации исследования – его проведения и получение определённого результата. Методы должны согласовываться с изучаемым явлением, соответствовать ему.
Методы традиционно делятся на две группы:
Теоретические раскрывают сущность изучаемых явлений, выявляют закономерные связи и отношения. Они используются при определении проблемы и формулировании гипотезы исследования(анализ, синтез, абстрагирование, дедукция , индукция и др.);
Эмпирические служат средством сбора конкретных фактов, направлены на их выявление и описание явлений(наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение, эксперимент).
Для каждого этапа исследования продумывается такая совокупность методов, которая обеспечивает полное и правильное решение задач.
4.4.8. Следующим этапом в разработке плана будет установление сроков для обоснования теоретических положений, проведение исследований, обработку полученных результатов, оформление работы в соответствии с требованиями.
Необходимо отметить важное правило - введение, как и заключение, рекомендуется писать после полного завершения основной части. До того, как будет создана основная часть работы, реально невозможно написать хорошее введение, так как автор еще не вполне овладел материалами по теме.
Не рекомендуется делать введение объемом более 2-2,5 страниц.
5. Основные структурные части курсовой работы
5.1. Введение. Курсовая работа всегда начинается с введения, в котором осуществляется постановка конкретной проблемы - проблемы написания курсовой работы, откуда следует обоснование актуальности темы, объекта и предмета исследования, задач, методов исследования, возможно краткого обзора литературы по теме. Затем формулируются вопросы, рассматриваемые в курсовой работе, и оговаривается, какие вопросы, имеющие непосредственное отношение к проблеме, не будут затронуты.
Необходимо отметить важное правило - введение, как и заключение, рекомендуется писать после полного завершения основной части. До того, как будет создана основная часть работы, реально невозможно написать хорошее введение, так как автор еще не вполне овладел материалами по теме. Не рекомендуется делать введение объемом более 2-2,5 страниц.
5.2. Основная часть Основная часть делится на главы и параграфы; может содержать теоретическое обоснование и описание экспериментальной, практической работы; анализ литературы; историю вопроса; гипотезы; ход рассуждений и доказательства основных положений; анализ существующей практики. Содержанием основной части курсовой работы является теоретическое осмысление проблемы и изложение эмпирического опыта, фактического материала. Последовательность изложения того и другого может быть различной. Все зависит от желаний и предпочтений автора. Чаще всего вначале излагаются основные теоретические положения по исследуемой теме, а затем конкретизируемый текстовой или эмпирический материал, который аргументировано подтверждает изложенную теорию. Как правило, основная часть состоит из нескольких глав, как минимум, двух. В курсовой работе достаточно разделить основную часть на 2-3 главы, не выделяя параграфы. Разделы должны быть соразмерны друг другу, как по структурному делению, так и по объему.
5.3. Заключение. Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы. В заключении, как правило, автор исследования суммирует результаты осмысления темы, выводы, обобщения и рекомендации, которые вытекают из его работы, подчеркивает их практическую значимость, а также определяет основные направления для дальнейшего исследования в этой области знаний. Необходимо иметь в виду, что введение и заключение никогда не делятся на части. Объем заключения примерно равен объему введения.
5.4. Список литературы. Список литературы составляется по алфавиту с точным указанием выходных данных книги, статьи; не включаются учебники, энциклопедии, газеты, научно-популярные издания. Список литературы - это перечень книг, журналов, статей с указанием основных данных (место и год выхода, издательство и др.).Список источников и литературы, использованных при разработке курсовой работы, является обязательным атрибутом любой исследовательской работы. Список включает библиографические описания всех использованных, цитированных или упоминаемых в работе документов, а также прочитанную литературу по теме, которая оказала существенное влияние на содержание работы.
5.5. Приложения. Приложения являются обязательным компонентом курсовой и дипломной работы. Приложения могут быть различными: таблицы, схемы, раздаточный материал, графики, диаграммы, данные социологических опросов, иллюстрации, копии постановлений, договоров и т.д.
6.Изложение результатов работы
Основными целями и задачами написания курсовой работы является не только расширение и углубление знаний ученика, но и формирование умения анализировать теоретический и практический материал логично, последовательно, ясно, кратко и в то же время емко излагать свои мысли в письменном виде.
При написании курсовой работы обучающиеся становятся авторами, многие впервые. Но и к авторской работе предъявляются определенные требования, как по содержанию, так и оформлению.
В соответствии с целями и задачами курсовая работа не должна быть пересказом изученного материала или простой компиляцией (компиляция - несамостоятельное произведение, составленное путем заимствований, без собственных наблюдений и выводов), составленной из фрагментов используемых статей и книг.
Курсовая работа также не является собственной интерпретацией проблемы, напоминающей школьное сочинение на свободную тему по литературе или публицистическую статью, так как курсовая работа всегда основывается либо на научной проблеме, либо на учебной и опирается на источники и вторичную научную литературу.
Таким образом, курсовая работа должна представлять собой целостную, однородную и завершенную студенческую научную работу, в которой должны быть четко сформулированы проблема и исследовательские вопросы, обоснована их актуальность, изложены степень изученности проблемы и состояние ее исследования.
При написании текста курсовой работы автору необходимо следить за тем, чтобы в ходе изложения не терялась основная мысль работы. Она должна быть видна не только специалисту в данной теме, но и читателю, не посвященному в данную проблемную область. Следует постоянно контролировать соответствие содержания главы или параграфа их заголовкам. Если при написании текста мысль отклонилась от темы, ее следует вернуть в нужное русло, либо скорректировать структуру работы в соответствии с фактическим ходом изложения. Конец каждой главы, параграфа или абзаца должен иметь логический переход к следующему.
Курсовая работа должна быть написана хорошим научным языком, т.е. с соблюдением общих норм литературного языка, правил грамматики и с учетом особенностей научной речи - точности и однозначности , терминологии и стиля.
В современной научной литературе личная манера изложения уступила место безличной. Не употребляются личные местоимения "я" и "мы". Например, вместо фразы "я предполагаю..." можно сказать "предполагается, что..." и т.д.
| |
Зам. директора МОУ МУК по учебно-воспитательной работе Л.В. Маташкова
|
|