В соответствии с договорами «О взаимодействии с ОУ города» произведен набор учащихся 10-х классов по начальной профессиональной подготовке на 2010-2012 уч.г.г.
• 34,6% - удовлетворение интереса и пробы сил в определенной профессии;
• 62% средний уровень профессионального самоопределения; • 21% низкий уровень профессионального самоопределения. Уровень профессионального самоопределения выявлялся в соответствии с критериями целевой программы «Профессиональное самоопределение старшеклассников».
«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ» г.Прохладный 2010 г.
Динамизм современной цивилизации, усиление роли личности в обществе и производстве, рост ее потребностей, гуманизация и демократизация общественных отношений, интеллектуализация труда, быстрая смена техники и технологии – эти и другие тенденции явились реальной первопричиной необходимости и безотлагательности обновления содержания образования. Успешное решение обозначенной задачи определяется уровнем личностной и профессиональной культуры личности, его профессиональной компетентностью.
Главная цель программы «Профессиональное самоопределение» - активизировать процесс профессионального самоопределения школьников за счёт:
• организации практических занятий на предприятиях города направленных на социализацию и адаптацию как в профессиональной среде.
• Оказать психолого-педагогическую поддержку в соответствии
интересов, склонностей и способностей, учащихся с требованиями
профессиональной деятельности.
Программа состоит из 3-х блоков, в соответствии с этапами системы профориентационной работы МОУ МУК:
2. Конструктивный блок 3. Контрольный блок
Констатирующий блок - на этом этапе нами выделены уровни
сформированности профессиональной направленности старшеклассников: высокий, средний, низкий, выражающийся в готовности к сознательному и обоснованному выбору предстоящей профессиональной деятельности. Для выявления уровней были составлены критерии.
Высокий уровень – для данной категории школьников характерен активный интерес к избранной профессии, выражающийся в обоснованном плане профессионального самоопределения, включающем запасные варианты; имеются представления о собственных индивидуальных особенностях; знания требований, предъявляемые профессией к человеку; умения анализировать и сопоставлять свои интересы, склонности, способности с современными социально-экономическими условиями и потребностями рынка труда. Старшеклассники с высоким уровнем осознанности профессионального выбора целенаправленны, видят перспективы своей профессиональной судьбы, могут самостоятельно осуществлять контроль и самоконтроль в ходе профессионального самоопределения в соответствии с личными способностями и склонностями на основе ценностей и интересов.
Средний уровень – у учащихся данной группы неокончательно сформирована мотивационная основа выбора профессии, выражающаяся либо в неясном представлении о своей будущей профессии в связи с недостатком информации о своих качествах и мире профессий, либо наблюдается расхождения между выбранной профессией и интересом. Они проявляют инициативу и самостоятельность в процессе учебной деятельности, имеют твёрдые жизненные установки на необходимость профобразования, но не могут определиться, какую профессию им все-таки выбрать.
Низкий уровень – к данной категории относятся те учащиеся старших классов, которые к окончанию школы не представляют чётко, чем будут заниматься. Они не целенаправленны и инертны, со слабо развитой мотивацией выбора профессии, выражающейся в отсутствии плана профессионального самоопределения. Эти школьники не заинтересованы в актуализации и развитии своих потенциальных профессиональных возможностей.
Для выявления уровня профессионального самоопределения
используются следующие методики: Приложение № 1. ДДО. Климова, Карта интересов, тесты Голанда, Йовайши, анкеты готовности к профессиональному образованию и др.
2. Развивающий. 3. Рефлексивный.
Формирующий модуль - основными направлениями организации деятельности учащихся являются: профессиональное просвещение, профессиональная консультация, профессиональная адаптация.
• Профессиональное просвещение, которое включает в себя пропрофессиональную информацию, которая направлена на ознакомление учащихся с основными профессиями и конкретными специальностями,
профессиональную агитацию профессий, по которым наблюдается дефицит кадров. Основными формами работы
со школьниками являются экскурсии на предприятия, встречи с представителями различных профессий, предметно-профессиональные недели, подготовленные силами самих учащихся, которых являются своеобразным днём открытых дверей на профиле. Школьникам предлагаются сведения о содержании труда, условиях материальной и социальной среды, перспективах развития данной профессии, формах и сроках обучения. Особое внимание уделяется освещению основных требований, которые предъявляются данной профессией к состоянию здоровья человека, уровню развития его психологических и психофизических характеристик, личностным особенностям и уровню общеобразовательной и специальной подготовки.
• Профессиональная консультация – предполагает систему
мероприятий направленных на оказание практической помощи в выборе профессии с учётом склонностей, интересов и сформировавшихся
способностей, а также потребностями общества. Основной формой реализации этого направления являются профориентационные занятия, на которых старшеклассники осваивают профориентационные программы
Т.В. Резапкиной «Я и моя профессия», С.Н. Чистяковой «Слагаемые успеха»; «Моя профессиональная карьера». Выбор программы обусловлен уровнем сформированности профессиональных намерений школьников (уровни были представлены выше) и рекомендациями психолога. Вместе с тем каждая из программ предусматривает обучение способами принятия решений о выборе профессии и реализацию пробы выбора, составление личных профессиональных планов. Реализация профессиональных проб осуществляется в учебных мастерских.
• Профессиональная адаптация является завершающим
направлением в этом модуле, представляющая собой активный процесс приспособления молодого человека к производству, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Ежегодно школьники проходят летнюю производственную практику на предприятиях города. Успешная профессиональная адаптация характеризуется сохранением и дальнейшим развитием склонностей к конкретной профессиональной деятельности, совпадением общественной и личной мотивации профессионального выбора.
Развивающий модуль - основными направлениями организации деятельности учащихся является:
• организация мероприятий развлекательно-познавательного характера. Организация мероприятий развлекательно-познавательного характера способствует развитию творческих способностей, что является не маловажным для будущего специалиста.
Примерный перечень мероприятий: КВН, конкурсы между профилями, «Юмор в моей профессии», «Поле чудес» и другие. Подобные мероприятия способствуют сплочённости детского коллектива, установлению психологического комфорта в группах, вырабатывают соревновательный дух, чувство ответственности за команду.
Рефлексивный модуль - организуется погружение в проблему выбора профессии. Основной формой такого «погружения» является конкурс «Лучший по профессии». В ходе конкурса у старшеклассников ярко проявляются имеющиеся склонности и интересы к определённой профессиональной деятельности.
Конкурсы проходят в учебных группах на каждом профиле, между группами в масштабах всего комбината. Такие конкурсы служат массовым смотром достижений учащихся в их трудовом политехническом обучении. Они активизируют познавательную деятельность на уроках и во внеурочное время, углубляют их знания, совершенствуют умения и навыки как общетехнического и общетрудового так и профессионального характера, развивают у них профессиональные интересы и творческое отношение к трудовой деятельности.
• предполагаемый выбор сферы профессиональной деятельности в
отдаленной перспективе;
Контрольный блок:
• Анализ трудоустройства выпускника. Профессиональное самоопределение школьника в соответствии с личностными особенностями, интересами, склонностями и возможностями.
Программа разработана
|