Возврат >

 

Межшкольный учебный комбинат

        В соответствии с договорами «О взаимодействии с ОУ города» произведен набор учащихся 10-х классов по начальной профессиональной подготовке на 2010-2012 уч.г.г.
        Учащимся была предоставлена возможность ознакомиться с различными профилями обучения (посещение различных профилей, беседа с преподавателями, выполнение пробных работ по выявлению способностей отражающих специфику конкретной профессии) – для мотивированного выбора профиля обучения.
        К 1 октября полностью завершена комплектация групп, в соответствии с личностными образовательными запросами старшеклассников.
        Основными мотивами выбора профиля обучения старшеклассниками в Межшкольном учебном комбинате явились:

    • 34,6% - удовлетворение интереса и пробы сил в определенной профессии;
    • 42,4% - запасной вариант образовательного маршрута;
    • 33% - приобретение начальных знаний, умений и навыков в соответствии с предварительно выбранным образовательным маршрутом.

Вместе с тем проводилась диагностика в отношении предварительного самоопределения в целом которая показала учащихся имеют:
    • 17% высокий уровень профессионального самоопределения;
    • 62% средний уровень профессионального самоопределения;
    • 21% низкий уровень профессионального самоопределения.

        Уровень профессионального самоопределения выявлялся в соответствии с критериями целевой программы «Профессиональное самоопределение старшеклассников».

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ МУК
ГОЛУБНИЧИЙ А.В.




ПРОГРАММА

«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ»

г.Прохладный 2010 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Динамизм современной цивилизации, усиление роли личности в обществе и производстве, рост ее потребностей, гуманизация и демократизация общественных отношений, интеллектуализация труда, быстрая смена техники и технологии – эти и другие тенденции явились реальной первопричиной необходимости и безотлагательности обновления содержания образования. Успешное решение обозначенной задачи определяется уровнем личностной и профессиональной культуры личности, его профессиональной компетентностью.
        Профессиональное развитие личности включает несколько этапов, среди которых важное место занимает процесс выбора профессии. Он представляет собой часть жизненного пути человека, процесс принятия рада решений, определяющих его дальнейшую профессиональную судьбу. Процесс выбора профессии – это всегда критический момент в жизни личности, и он требует определенной психолого-педагогической поддержки. Такую поддержку призвана осуществлять система профессионально работы.
        Теория и практика профессиональной ориентации молодежи имеют почти столетнюю историю. И за это время профессиональная ориентация накопила ценный опыт и множество методов работы. Однако эта проблема остается актуальной и в сегодняшние дни. Не прекращается научный и практический поиск, направленный на совершенствование подготовки подрастающего поколения к жизненному, личностному и профессиональному самоопределению.
        Одной из основных причин поиска новых подходов к решению данной проблемы является перманентный характер профессиональной ориентации подрастающего поколения, обусловленный социально- экономическими изменениями происходящими в обществе и научными достижениями в области профессионального самоопределения.
        Другая причина – это сложность проблемы профессионального самоопределения в силу её многогранности (отсюда хроническое отставание практики от теории и теории от жизни). Также важным является то, что поиск новых решений в области самоопределения старших школьников обусловлен модернизацией образования.
        В качестве приоритетного направления модернизации российского образования предложено создание системы дифференцированного обучения в старших классах общеобразовательной школы. Эта идея находит дальнейшее развитие и уточнение в концепции профильного образования, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержания и организации образовательного процесса более полно учитывать, способности учащихся, их профессиональные интересы, оказывающиеся главным смыслом продолжения образования.
        Профессиональная направленность и профессиональная компетентность выпускника школы могут способствовать осознанному профессиональному самоопределению и обеспечить жизненно необходимую социальную зрелость человека, завершающего обучение в школе. Такая готовность к взрослой жизни – важнейший параметр развития личности и индивидуальности.
        Межшкольным учебным комбинатом реализуются программы начальной профессиональной подготовки, ориентируемые на учащихся 10-11 классов. В ходе освоения программы НПП старшеклассники овладевают умениями и навыками по избранной ими профессии. В программы по НПП интегрированы основы профессионального самоопределения, но этого не достаточно для осознанного выбора будущей профессиональной деятельности. В этой связи старшеклассникам предлагается освоение программы «Профессиональное самоопределение» параллельно с программами НПП во внеурочное время.

ПРОГРАММА

        Главная цель программы «Профессиональное самоопределение» - активизировать процесс профессионального самоопределения школьников за счёт:

    • организации внеурочной деятельности направленной на развитие познавательных интересов в отношении мира профессий;
    • организации практических занятий на предприятиях города направленных на социализацию и адаптацию как в профессиональной среде.
Задачи программы:

    • Оказать психолого-педагогическую поддержку в соответствии интересов, склонностей и способностей, учащихся с требованиями профессиональной деятельности.
    • Ознакомить со спецификой профессиональной деятельности, и новы- ми нормами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
    • Сформировать положительное отношение учащегося к самому себе, осознание им своей индивидуальности, чувства уверенности в своих силах применительно к самореализации в будущей профессиональной деятельности.

        Программа состоит из 3-х блоков, в соответствии с этапами системы профориентационной работы МОУ МУК:

    1. Констатирующий блок
    2. Конструктивный блок
    3. Контрольный блок

        Констатирующий блок - на этом этапе нами выделены уровни сформированности профессиональной направленности старшеклассников: высокий, средний, низкий, выражающийся в готовности к сознательному и обоснованному выбору предстоящей профессиональной деятельности. Для выявления уровней были составлены критерии.

        Высокий уровень – для данной категории школьников характерен активный интерес к избранной профессии, выражающийся в обоснованном плане профессионального самоопределения, включающем запасные варианты; имеются представления о собственных индивидуальных особенностях; знания требований, предъявляемые профессией к человеку; умения анализировать и сопоставлять свои интересы, склонности, способности с современными социально-экономическими условиями и потребностями рынка труда. Старшеклассники с высоким уровнем осознанности профессионального выбора целенаправленны, видят перспективы своей профессиональной судьбы, могут самостоятельно осуществлять контроль и самоконтроль в ходе профессионального самоопределения в соответствии с личными способностями и склонностями на основе ценностей и интересов.

        Средний уровень – у учащихся данной группы неокончательно сформирована мотивационная основа выбора профессии, выражающаяся либо в неясном представлении о своей будущей профессии в связи с недостатком информации о своих качествах и мире профессий, либо наблюдается расхождения между выбранной профессией и интересом. Они проявляют инициативу и самостоятельность в процессе учебной деятельности, имеют твёрдые жизненные установки на необходимость профобразования, но не могут определиться, какую профессию им все-таки выбрать.

        Низкий уровень – к данной категории относятся те учащиеся старших классов, которые к окончанию школы не представляют чётко, чем будут заниматься. Они не целенаправленны и инертны, со слабо развитой мотивацией выбора профессии, выражающейся в отсутствии плана профессионального самоопределения. Эти школьники не заинтересованы в актуализации и развитии своих потенциальных профессиональных возможностей.

        Для выявления уровня профессионального самоопределения используются следующие методики: Приложение № 1. ДДО. Климова, Карта интересов, тесты Голанда, Йовайши, анкеты готовности к профессиональному образованию и др.
        Данные методики используются как на констатирующем, так и на контрольном этапе.
Конструктивный блок программы состоит из трёх модулей:

    1. Формирующий.
    2. Развивающий.
    3. Рефлексивный.

        Формирующий модуль - основными направлениями организации деятельности учащихся являются: профессиональное просвещение, профессиональная консультация, профессиональная адаптация.

        • Профессиональное просвещение, которое включает в себя пропрофессиональную информацию, которая направлена на ознакомление учащихся с основными профессиями и конкретными специальностями, профессиональную агитацию профессий, по которым наблюдается дефицит кадров. Основными формами работы со школьниками являются экскурсии на предприятия, встречи с представителями различных профессий, предметно-профессиональные недели, подготовленные силами самих учащихся, которых являются своеобразным днём открытых дверей на профиле. Школьникам предлагаются сведения о содержании труда, условиях материальной и социальной среды, перспективах развития данной профессии, формах и сроках обучения. Особое внимание уделяется освещению основных требований, которые предъявляются данной профессией к состоянию здоровья человека, уровню развития его психологических и психофизических характеристик, личностным особенностям и уровню общеобразовательной и специальной подготовки.

        • Профессиональная консультация – предполагает систему мероприятий направленных на оказание практической помощи в выборе профессии с учётом склонностей, интересов и сформировавшихся способностей, а также потребностями общества. Основной формой реализации этого направления являются профориентационные занятия, на которых старшеклассники осваивают профориентационные программы Т.В. Резапкиной «Я и моя профессия», С.Н. Чистяковой «Слагаемые успеха»; «Моя профессиональная карьера». Выбор программы обусловлен уровнем сформированности профессиональных намерений школьников (уровни были представлены выше) и рекомендациями психолога. Вместе с тем каждая из программ предусматривает обучение способами принятия решений о выборе профессии и реализацию пробы выбора, составление личных профессиональных планов. Реализация профессиональных проб осуществляется в учебных мастерских.

        • Профессиональная адаптация является завершающим направлением в этом модуле, представляющая собой активный процесс приспособления молодого человека к производству, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Ежегодно школьники проходят летнюю производственную практику на предприятиях города. Успешная профессиональная адаптация характеризуется сохранением и дальнейшим развитием склонностей к конкретной профессиональной деятельности, совпадением общественной и личной мотивации профессионального выбора.

        Развивающий модуль - основными направлениями организации деятельности учащихся является:

    • проектно-исследовательская деятельность учащихся;
    • организация мероприятий развлекательно-познавательного характера.

        Организация мероприятий развлекательно-познавательного характера способствует развитию творческих способностей, что является не маловажным для будущего специалиста.

        Примерный перечень мероприятий: КВН, конкурсы между профилями, «Юмор в моей профессии», «Поле чудес» и другие. Подобные мероприятия способствуют сплочённости детского коллектива, установлению психологического комфорта в группах, вырабатывают соревновательный дух, чувство ответственности за команду.

        Рефлексивный модуль - организуется погружение в проблему выбора профессии. Основной формой такого «погружения» является конкурс «Лучший по профессии». В ходе конкурса у старшеклассников ярко проявляются имеющиеся склонности и интересы к определённой профессиональной деятельности.

        Конкурсы проходят в учебных группах на каждом профиле, между группами в масштабах всего комбината. Такие конкурсы служат массовым смотром достижений учащихся в их трудовом политехническом обучении. Они активизируют познавательную деятельность на уроках и во внеурочное время, углубляют их знания, совершенствуют умения и навыки как общетехнического и общетрудового так и профессионального характера, развивают у них профессиональные интересы и творческое отношение к трудовой деятельности.
        На этом этапе, также проводятся заключительные профориентационные занятия на которых, школьники корректируют личные профессиональные планы.
        Очень важно, научить школьника выстраивать свой профессиональный план по этапам, с учетом цепи ближних, дальних целей и перспектив карьерного роста. Логическая цепь построения личного профессионального плана состоит из следующих шагов:

    • предполагаемый выбор сферы профессиональной деятельности в отдаленной перспективе;
    • саморазвитие, самообразование – выбор образовательных учреждений вне школы (ЦДТ; СЮН; СЮТ; МОУ МУК и др.) с учетом личностных особенностей, склонностей, способностей и интересов;
    • выбор образовательного маршрута после школы с учетом выбранной профессии;
    • планирование запасного варианта (резервный выбор профессии);
    • планирование вариантов профессионального карьерного роста.

        Контрольный блок:

    Повторное применение методик выявления уровня профессионального самоопределения старшеклассников, выявление результатов проделанной работы.
    Анализ трудоустройства выпускника.

Ожидаемый результат

Профессиональное самоопределение школьника в соответствии с личностными особенностями, интересами, склонностями и возможностями.

Программа разработана
Заместителем директора МОУ МУК
по учебно-воспитательной работе
Маташковой Л.В.



Возврат >
Hosted by uCoz