Татьяна БОБЕЙКО, учитель истории, гимназия-лаборатория Салахова, г. Сургут Правила игры.
Перед началом игры класс разбивается на три команды. В конце урока участие каждого члена команды в игре оценивается игроками команды. Победившая команда в полном составе получает отличные оценки. Команда, занявшая второе место, самостоятельно определяет двух участников, принесших наибольшее количество баллов. Они получают отличные оценки, остальные получают оценку «хорошо».
ЗАДАНИЕ 1 «Исторические портреты» Каждой команде по очереди зачитывается характеристика исторической личности. Чем раньше команда определит, о каком историческом деятеле идет речь, тем больше баллов получает. Найдя правильный ответ с первой фразы, команда получит 6 баллов, со второй – 5 и т.д. Портрет 1
На его долю выпали и всенародная слава, и изгнание. После его смерти афиняне воздвигли ему бронзовый памятник со словами: «Если бы сила твоя была разуму равной, нас покорить бы не смог сам македонский Арей». Даже враги признавали его авторитет, считали достойным противником. Рано лишился родителей и наследства. Был незнатного происхождения. Его отца звали так же, как и его. Имел дурную привычку во время выступлений дергать плечом. С детства задался целью овладеть искусством красноречия и упорно стремился к ее осуществлению.
Даже противники признавали его огромный авторитет. Превратив Афины в богатейший город, он ни на одну драхму не увеличил своего состояния против того, которое ему оставил отец. Нарушая афинские обычаи, разрешал жене выходить к гостям и принимать участие в спорах. Дабы не пресытить народ своим постоянным присутствием, выступал в Народном собрании не по всякому делу, хотя за свое красноречие получил прозвище Олимпиец. Время его правления вошло в историю Греции как «золотой век». Портрет 3
В молодости был несдержан и часто совершал дурные поступки. Отличался честолюбием, признавал, что «спать ему не дают лавры Мильтиада». Свою судьбу сравнивал с судьбой платана: во время бури люди бегут под его защиту, а в хорошую погоду обрывают его и ломают. Именно при нем Афины стали самой могучей морской державой. Из Афин был изгнан и нашел приют у своих бывших врагов. Одну из блестящих побед над персами греки одержали благодаря его полководческому таланту, политической прозорливости и хитрости. «Устами древних авторов» По предложенным отрывкам из произведений древних авторов предлагается определить историческое событие. За правильный ответ начисляется 3 балла. Отрывок 1
Отрывок 2
...Окончив боевое построение, после того как выпали счастливые предзнаменования, афиняне быстрым шагом по данному сигналу устремились на варваров. При виде подходящих быстрым шагом врагов персы приготовились отразить атаку. Поведение афинян персам показалось безумным и даже роковым, т.к. врагов было немного и притом они устремлялись на персов бегом без прикрытия конницы и лучников. Так думали варвары. Афиняне бросились на врагов сомкнутыми рядами врукопашную и бились мужественно. Ведь они первыми из всех эллинов ... напали на врагов бегом и не устрашились вида мидийского одеяния и воинов, одетых по-мидийски. До сих пор даже ведь одно имя мидян приводило в страх эллинов.
...В этой схватке варвары погибали тысячами. За рядами персов стояли начальники отрядов с бичами в руках и ударами бичей подгоняли воинов все вперед и вперед. Много врагов падало в море и там погибало, но гораздо больше было раздавлено своими. На погибающих никто не обращал внимания. Эллины знали ведь о грозящей им верной смерти от руки врага, обошедшего гору. Поэтому-то они и проявили величайшую боевую доблесть и бились с варварами отчаянно и с безумной отвагой.
«Прояви сообразительность» Командам предлагаются по очереди задания. За правильный ответ начисляется 5 баллов.
Прозвище
Знаменитого афинского государственного деятеля Перикла скульпторы изображали всегда со шлемом на голове, сдвинутым на затылок. И хотя это был мужчина с правильными чертами лица, с тщательно ухоженной короткой бородой, авторы комедий находили повод поиздеваться над его внешностью, упоминая слово «луковица». Что имели в виду авторы комедий? Почему скульпторы всегда изображали Перикла со шлемом на голове?
(Череп Перикла был необычной продолговатой формы, недостаток скульпторы скрывали под шлемом. Перикла прозвали скинокефалом – луковицеголовым.)
Храм Артемиды Эфесской был гордостью не только города Эфеса, но и других малоазийских городов. По легенде,
сама Артемида помогала строить его. Но храму суждено было просуществовать только 100 лет. В 356 г. до н.э., в тот самый день, когда родился Александр Македонский, храм сгорел. Ничем не примечательный человек пожелал обессмертить свое имя, совершив величайшее преступление. Вряд ли мы узнали бы имя Герострата, если бы не своеобразный способ наказания преступника, к которому решили прибегнуть жители Эфеса. Какое наказание для Герострата они придумали?
(Эфесцы решили предать его имя забвению. Необычный способ наказания преступника вызывал всеобщий интерес, люди интересовались, чье имя следует предать забвению, таким образом его имя все-таки вошло в историю.)
Выход из положения Желание Замечательное дело Приказ Македонский царь Филипп II брал сыновей знатных соотечественников в свою свиту, чтобы приучить их к труду и воинским обязанностям, наказывая со всей суровостью за изнеженность и лесть. Например, одного юношу, самовольно покинувшего строй, он приказал высечь, а другого за неисполнение приказа – казнить. Одержав победу над греками при Херонее, Филипп был очень горд собой. Чтобы тщеславие не ослепило его, царь приказал слуге каждое утро говорить ему ... Предположите, что приказал говорить слуге Филипп II. («Царь, ты – человек!») Мудрый ответ Спартанцы учили своих детей говорить четко и кратко. Однажды в присутствии спартанского царя ругали одного философа за то, что на царском обеде он не произнес ни слова. В его защиту царь заметил: «Кто умеет говорить, умеет и выбирать для этого время». Как-то Ликурга спросили: «Как сделать, чтобы соседние страны не нападали на нас?» Предположите, что посоветовал Ликург. («Оставайтесь бедными, ни в чем не будьте богаче соседей».) Фемистокл – первый «Восстанови истину» Командам предлагаются разные по содержанию тексты с историческими ошибками, которые необходимо найти и исправить. За выявление всех допущенных в тексте ошибок команда получает 10 баллов. Текст 1. «Олимпийские игры»
Путешественник, прибывший на родину после долгого отсутствия, с восторгом описывает Олимпийские игры в Элладе: «Воистину, мне повезло: ведь игры проводятся только раз в четыре года! А это зрелище достойно того, чтобы увидеть его собственными глазами!
В это время священная Олимпия, место обитания эллинских богов, привлекает к себе тысячи людей со всех концов Эллады. Все желающие могут присутствовать на играх, но ни один человек не смеет показаться с оружием в руках. Говорят, здесь обрел славу Фукидид, читавший свою “Историю” перед благодарными слушателями.
Победителей награждают лавровыми венками, в их честь ставят статуи в родном городе, они пользуются заслуженной славой и уважением сограждан. Церемония награждения проходит в храме Зевса Олимпийского, где находится величайшее творение несравненного Фидия. Да что и говорить, Перикл, прозванный Олимпийцем за победу в состязаниях по борьбе, умеет привлекать к себе выдающихся людей!
А какое захватывающее зрелище представляют собой гонки на колесницах, что устраиваются на огромном стадионе! Кони несутся, как вихрь!
В одном из заездов у поворотного столба сшиблись первые колесницы, только случай да жертвы злому духу спасли возничих от верной гибели. Зато удачливые возничие были вознаграждены за смертельный риск лаврами победителей Олимпиады».
На Олимпийских играх запрещалось присутствовать женщинам. Автором «Истории» являлся Геродот, а не Фукидид. Победители в качестве награды получали не лавровые, а оливковые венки. Награждались победители не в храме, а перед ним. Прозвище Олимпиец Перикл заслужил за ораторское искусство, а не за спортивные достижения. Гонки на колесницах устраивали не на стадионе, а на ипподроме. За победу в гонках колесниц лавры победителей получали не возничие, а владельцы колесниц.
Повстречались на пристани приморского города два немолодых воина. Тот, что постарше, начал рассказ о сражении, которым по праву гордились не только его товарищи по оружию, но и все эллины:
«Это было тревожное время... Полчища Ксеркса, пройдя Фермопилы, медленно приближались к Афинам, опустошая все на своем пути. Мы были в отчаянии! У варваров было огромное войско, не было никакой надежды противостоять неприятелю. Немедленно были посланы гонцы просить помощи соседей. Для командования войском избрали 10 архонтов, в том числе непримиримого врага персов, искушенного в военном деле Мильтиада. Шел горячий спор: обороняться за Длинными стенами города или выступить навстречу врагу. Мильтиад настоял на немедленном выступлении в лагерь у Истмийской долины. Ни один город, кроме воинственной Спарты, не оказал нам помощи, да и та была невелика: всего триста спартанцев.
Мы первыми начали бой. Чтобы не дать противнику обстрелять нас, а коннице атаковать, мы бегом бросились навстречу врагу без прикрытия лучников. Бой был жарким! Нам удалось прорвать центр варваров и обратить их в бегство! В беспорядке бежали они к морю, ища спасения на кораблях. Нет, никогда варвару не победить эллина!»
Фермопильское сражение произошло в 480 г. до н.э., во время второго похода персов против греков. Персы отправились в Афины морским путем, а не по суше. Командование войсками было в руках стратегов, а не архонтов. Длинные стены были построены в период правления Перикла, после греко-персидских войн. Сражение проходило в Марафонской долине. Спартанцы не принимали участия в Марафонском сражении. Помощь оказали жители города Платеи. Грекам не удалось прорвать центр противника, наоборот, персы смяли центр греческого войска, однако греки сжали персов с флангов.
Из Афин в Лидию было отправлено послание: «Приветствую тебя, дорогой друг! Как поживает твое семейство, да хранят его боги? Как дела? Пишу редко, но не забываю ни тебя, ни родную Лидию. В Афинах я устроился неплохо: держу лавку на агоре, торгую вином, рыбой –это ходкий товар, связываться с хлебом не желаю, быстро портится, черствеет. Покупателей, слава богам, достаточно. Афины – богатый город, торговля здесь процветает.
Одно плохо: всех жителей заставляют ходить на Народное собрание, где решается множество вопросов. Жалко терять драгоценное время. Выступают много и долго. Однажды Перикл говорил почти шесть часов подряд: он так измучил всех, что его в очередной раз избрали архонтом, лишь бы поскорее разойтись по домам.
Вообще-то в Афинах порядки неплохие: выборные лица обязаны отчитываться о своей работе и не творят таких несправедливостей, как наместники персидского царя. Виновных в нарушении порядков подвергают страшной казни – остракизму: их забивают черепками при всем народе. Ужасное зрелище!
Но в целом афиняне – люди справедливые и разумные: сами живут и дают жить другим. Они много работают, но любят хорошо отдохнуть. Все – большие любители моря: пляж Керамика переполнен в такой жаркий день, как сегодня. Я, пожалуй, тоже пойду, смою грязь и пот, накопившиеся за день. До встречи, дорогой друг!»
На Народное собрание допускались только граждане: женщины, рабы не являлись гражданами и присутствовать на собрании не могли. Автор послания, будучи приезжим, не имел права на участие в Народном собрании. Перикла многократно избирали стратегом за большие заслуги перед афинскими гражданами. Во времена Перикла главными выборными должностями были стратеги, архонты правили во времена Солона. Остракизм – не казнь, а способ выражения недоверия известным лицам. Морских пляжей в Афинах нет, порт Пирей расположен на расстоянии 6 км от Афин. Керамик – не пляж, а район проживания горшечников. «Семь чудес света»
Задание дается представителям команд по желанию, пока остальные члены выполняют предыдущее задание. Им предлагается отметить на карте Древней Греции места расположения «чудес света», созданных эллинами. Изображения семи «чудес света» с прикрепленными к ним номерами вывешиваются на доске. Учащиеся прикрепляют фишки разного цвета с номерками к карте. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
«Эллинские боги»
Задание выполняется представителем команды по желанию. На доске вывешиваются аппликации с изображением греческих богов (их количество можно варьировать по желанию учителя). Учащимся предлагается соотнести имена богов с занятиями людей, качествами характера и атрибутами, присущими этим богам.
Атрибуты, качества, занятия: 1. Дуб. 2. Солнце. 3. Павлин. 4. Собака. 5. Бык. 6. Лавр. 7. Мудрость. 8. Брак. 9. Охота. 10. Воровство. 11. Ткачество. 12. Путешествия. ЛИТЕРАТУРА 1. История и религия. Минск, 1995. 2. Камышанова З.А., Камышанов К.А. 300 вопросов и ответов по истории и культуре Древнего мира. Ярославль, 1998. 3. Кишенкова О.В., Короткова М.В. История для любознательных. В 2 кн. Кн. 1. М., 1996. 4. Лебедева И.М. Организация и проведение исторических олимпиад в 6—9 классах. М., 1990. 5. Литвинов А.В. История становится ближе. М., 1996. 6. Мифология. Большой энциклопедический словарь. М., 1998. 7. Плутарх. Избранные жизнеописания. В 2 т. М., 1990. 8. Смирнов С.Г. Задачник по истории Древнего мира. М., 1994. 9. Трухина Н.Н. История Древней Греции. М., 1993. 10. Уколова В. Поделки из старого сундука // История. 1996, № 14. 11. Энциклопедия для детей. Т. 1. Всемирная история. М., 1993. |