|
Справка
по итогам проверки организации предшкольной подготовки
детей дошкольного возраста в ОУ города.
Цель проверки:
выявить состояние работы ОУ по организации предшкольной подготовки детей дошкольного возраста, посещающих и не посещающих дошкольные отделения.
Методы проверки:
• изучение и анализ нормативной документации.
• собеседование с заместителями директоров по УВР и руководителями ОУ.
Объекты проверки: муниципальные общеобразовательные учреждения города: «Лицей №3», «СОШ №5», «Гимназия №6», «СОШ № 42», «СОШ № 102 им. А.В. Крестьянинова».
Приоритетным направлением российского образования является выстраивание системы дошкольного и предшкольного образования через создание условий для обеспечения равных стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения в получении качественного общего образования, на обеспечение преемственности дошкольного и начального образования.
Подготовка детей дошкольного возраста регламентируется рядом документов:
• Международной конвенцией о правах ребенка;
• ст. 43 Конституции РФ;
• Законом РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка";
• Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании";
• Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666;
• Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.09.1997 № 1204.
Согласно плану работы МУ «УО» в феврале 2011 г. проведена выборочная проверка ОУ состояния работы по организации предшкольной подготовки детей дошкольного возраста посещающих и не посещающих дошкольные отделения.
Работа в ОУ по подготовке будущих первоклассников ведется в установленном режиме согласно Положению о ШБП и приказу ОУ:
МОУ «Лицей №3» - с 29.01. – 26.02.2011г.;
МОУ «СОШ №5» - с 05.02. – 26.02.2011г.;
МОУ «Гимназия №6» - 22.01.-26.03.11;
МОУ «СОШ № 42» - с 15.01. – 19.03.2011г.;
МОУ «СОШ № 102» - с 01.12.2010 – 12.03.2011г.
В ходе проверки изучены и проанализированы документы, регламентирующие работу школы будущего первоклассника:
• приказы ОУ о функционировании ШБП с указанием сроков её работы и назначением ответственных лиц, которые ознакомлены с содержанием распорядительного документа;
• журналы регистрации заявлений в 1 класс;
• расписание занятий, утвержденное руководителем ОУ;
• график работы ШБП, утвержденный руководителем ОУ;
• общие списки детей, записавшиеся в ШБП;
• списочный состав детей, закрепленных за учителем.
Анализ документов показал, что в общеобразовательных учреждениях ведутся журналы учета переписи детей микрорайона ОУ, тетрадь регистрации приема заявлений учащихся в 1 класс, списочный состав детей соответствует общему списку, ведутся табеля посещения занятий будущими первоклассниками. График работы ШБП соответствует реальному режиму работы школы будущего первоклассника. Четко ведутся записи учета детей будущих первоклассников. Из общего списка все дети стабильно посещают подготовительные занятия (исключение МОУ «СОШ № 42»).
Согласно Программам по подготовке детей к школе, которые прошли необходимую процедуру рассмотрения, согласования и утверждения руководителем ОУ в ШБП психологами проводится диагностика готовности будущих первоклассников и консультативная помощь родителям (законным представителям) детей, а также намечен план коррекционной работы по итогам диагностики. Следует отметить, что на момент проверки (26.02.11.) в МОУ «СОШ №5» уже была проведена работа психологом и логопедом, представлены аналитические материалы по итогам обследования детей и план коррекционной работы психолога с рекомендациями для учителей начальных классов будущих первоклассников, а также расписаны индивидуальные особенности ребенка для учета их педагогом в УВП.
Наряду с этим в ходе проверки выявлены нарушения и недочеты:
1. Администрацией МОУ «Лицей №3» представлена Программа предшкольной подготовки детей, не посещающих ДО (от5 до 7 лет) сроком обучения 1 год. Данную программу ШБП необходимо доработать, так как подготовительные занятия проводятся и для детей дошкольного возраста посещающие ДО.
2. На момент проверки МОУ «СОШ №5» Положение о ШБП находилось в разработке. Для изучения представлена Программа предшкольной подготовки детей, где не прописаны основные функции логопеда и психолога в работе ШБП. Необходимо устранить расхождение в количестве занятий, указанных в программе и прописанных в учебном плане. (9 занятий и 12).
3. Администрацией МОУ «Гимназия № 6» представлено Положение о ШБП и Программа подготовки детей к обучению в школе, которые находятся в разработке. Данные документы необходимо дополнить по вопросам. Нормативно-правовая база, регламентирующая порядок работы ШБП, преемственные связи между ДО и начальной школой. Поставленные задачи необходимо пересмотреть и четко сформулировать цель (она должна быть одна). Пересмотреть количество тем по предметам, так как их значительно больше, чем предусмотренных занятий по программе. Также учесть вопросы НРК, так как данное направление более актуально, чем растительный мир и географической расположение Америки.
4. В ходе собеседования с заместителями директоров по УВР МОУ «СОШ № 42» был представлен журнал по учету детей микрорайона ОУ. По записям тетради учета общий список будущих первоклассников составляет 32 ребенка, из них ШБП посещают – 11 человек. Согласно протоколу будущие первоклассники принимаются заседанием приемной комиссии /Протокол № 2 от 28.12.2010г./. Данный факт свидетельствует о нарушении закона «Об образовании» со стороны администрации ОУ. Программу по подготовке детей к школе и Положение о ШБП необходимо доработать, так как не прописаны функции логопеда и некоторые функции психолога. Подготовительная работа предусматривает диагностирование и коррекцию выявленных недостатков в развитии речи, слуха (фонематического), нарушений внимания, памяти и другое, оказание квалифицированной помощи детям их родителям /законным представителям/. Программа по подготовке детей в условиях ШБП требует основательной доработки. Так, пояснительная записка не соответствует требованиям и содержит теоретический материал, который не отражает особенности процесса подготовки будущих первоклассников и время, отводимое на их подготовку (пояснительная записка должна отражать содержание и назначение программы). Указаны разные сроки проведения занятий с будущими первоклассниками /в одном случае - это январь-апрель, в другом - ноябрь – апрель/.
5. В представленном МОУ «СОШ №102 им. А.В. Крестьянинова» Положении о ШБП не учтены документы, которые направлены на реализацию положений Международной конвенции о правах ребенка, статьи 43 Конституции РФ. Не прописан пункт «Основные функции «ШБП», где необходимо прописать:
• выравнивание стартовых возможностей детей дошкольного возраста;
• обеспечение преемственности ДО и НОО;
• диагностика готовности будущих первоклассников;
• обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка;
• коррекция психического развития и здоровья детей;
• консультативная помощь родителям (законным представителям) детей.
В пояснительной записке не прописаны все те задачи, которые необходимо реализовать для достижения поставленной цели. Не прописаны роль и работа логопеда и психолога, хотя при этом они активно принимали участие в работе ШБП.
Выводы:
1. Администрацией ОУ ежегодно ведется работа по проведению подготовительных занятий будущих первоклассников, посещающие и не посещающие ДО.
2. В МОУ «Лицей №3», МОУ «СОШ №5», МОУ «Гимназия № 6», МОУ «СОШ №42», МОУ «СОШ № 102» своевременно издаются приказы о функционировании ШБП с указанием сроков и ответственных лиц, ведется учет детей будущих первоклассников, журнал регистрации заявлений в 1 класс и тетрадь учета детей микрорайона ОУ.
3. Отметить в МОУ «Лицей №3», МОУ «СОШ №5», МОУ «СОШ № 102» строгую организацию по отслеживанию посещения занятий детьми ШБП», а также своевременное представление материалов для согласования с УМК, утвержденных руководителем ОУ:
• график работы ШБП;
• расписание занятий в ШБП;
• учебный план ШБП - МОУ «СОШ №5».
4. В МОУ № 3, 42, 102, работа в ШБП регламентируется Положением о школе будущего первоклассника.
5. В МОУ № 3, 5, 42, 102 работа носит программный характер.
Рекомендации:
1. Руководителям МОУ № 3,5,6,42,102:
• взять на постоянный контроль состояние работы по организации предшкольной подготовки детей дошкольного возраста посещающих и не посещающих дошкольные отделения;
• устранить недостатки, выявленные в ходе проверки состояния работы ОУ по организации предшкольной подготовки детей дошкольного возраста, посещающих и не посещающих дошкольные отделения (срок: до 30.08.2011г.)
2. Заместителям директоров по УВР:
• отслеживать состояние работы по организации предшкольной подготовки детей дошкольного возраста посещающих и не посещающих дошкольные отделения в рамках школы будущих первоклассников (срок: период работы ШБП);
• привести в соответствие документы, регламентирующие работу школы будущих первоклассников с учетом данных рекомендаций (срок до 30.08.2011г.);
• провести процедуру экспертизы и согласования материалов работы ШБП на 2011-2012 учебный год (срок: до 15.09.2011г.).
3. Учителям начальных классов:
• уделить особое внимание развитию интеллектуального и личностного развития детей старшего дошкольного возраста, в рамках работы школы будущего первоклассника;
• при подготовке к занятиям планировать задания на развитие логического мышления с учётом рекомендаций данных психологом и логопедом.
4. Учебно-методическому кабинету:
• оказать методическое сопровождение по работе ШБП (срок: по запросам педагогических работников ОУ);
• предусмотреть в плане работы УМК «УО» до 15.09.2011г. проведение экспертизы и согласование следующих материалов:
• график работы ШБП.
• План работы ШБП.
• Программа по подготовке детей к школе.
Методист УМК по НОО Гоова М.А.
|
|