|
Современная ситуация в стране и в мире предъявляет новые требования к организации процесса обучения. Актуальным становится раннее выявление образовательной области, успешной для учащегося, что должно создать положительную мотивацию к образованию.
Задача усложняется тем, что в социуме существует высокая вариативность образовательных запросов старшеклассников в связи с неоднородным социальным составом населения. С этой точки зрения, некоторое время назад оптимальным вариантом решения проблемы считалось профильное обучение в старшей школе.
Основная идея обновления старшей школы, на наш взгляд, состоит в том, что обучение должно быть индивидуализированным, функционально эффективным.
Профессиональное самоопределение тех, кто в дальнейшем намерен обучаться в колледже, начинается уже в 8-м классе и достигает своего пика в 9-м, а профессиональное самоопределение тех, кто желает продолжить учебу в вузе, в основном складывается в 9-м классе. При этом примерно у 70-75% учащихся в конце 9-го класса сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки.
Традиционная непрофильная школа, согласно проведенным опросам, устраивает в настоящий момент 38% родителей и учащихся.
Наша гимназия с 2003 г. реализует профильное обучение. Анализируя результаты нескольких лет работы в этом направлении, мы сочли недостаточной индивидуализацию обучения в старшем звене. Так, профильное обучение в 8-9-х классах давало только первоначальную профориентацию (т. е. выбор будущей профессии ассоциировался с конкретным учебным процессом), практически не учитывало образовательные запросы обучающихся.
Внедряя в образовательный процесс индивидуальные учебные планы (ИУП), мы учитывали "Концепцию модернизации российского образования на период до 2020 года", которая ориентирована на индивидуализацию обучения в старшей школе и социализацию учеников.
При организации работы гимназии по индивидуальным учебным планам как первоочередные и стержневые были поставлены и, надеемся, в основном решены следующие задачи:
создание системы непрерывного образования и развитие на ее основе вариативных программ, новых методик и педагогических технологий;
образование системы педагогических и организационных действий, обеспечивающих положительную мотивацию к образованию;
создание условий, обеспечивающих проектирование личностно-ориентированного развития каждого ребенка в гимназии, участие в этом проектировании не только педагогического коллектива и семьи, но и, что особенно важно, самого субъекта образования - ученика - вариативной системы индивидуальных учебных планов;
обеспечение таких условий образовательного процесса, в которых ребенок в максимальной степени способен к самовыражению, когда его труд успешен и доставляет радость и удовлетворение, когда выявляются его собственные склонности;
создание условий для ранней профориентации ребенка, облегчения его поиска места в будущей образовательной, а затем общественной и производственной деятельности;
обеспечение серьезного содержания образования за счет базового компонента и вариативной части учебных планов, ориентированных на учащихся с различными наклонностями;
создание организационной системы, позволяющей использовать образовательные, развивающие и культурные возможности небольшого города;
интернациональное воспитание, включающее обеспечение личных контактов гимназистов со сверстниками других городов для сверки настроений, сфер интересов, устремлений и систем гуманитарных ценностей и работающее на личностное развитие учащегося;
создание системы мероприятий, обеспечивающих сохранение здоровья;
патриотическое воспитание.
На базе нашей гимназии на организацию работы по индивидуальным учебным планам направлена деятельность всех трех ступеней обучения.
Главное при этом - грамотно определить на ранней стадии склонности учащегося с целью оказать ему педагогическое содействие в выборе своей будущей образовательной траектории.
К настоящему времени в гимназии сложилось пять подразделений, связанных преемственностью образовательного процесса и единой структурой управления:
Дошкольные отделения (для детей 5-7 лет);
Начальная школа (1-3 классы или 1-4 классы);
Предпрофильная подготовка (5-9 классы)
Профильное обучение ( 10-11классы)
Социально- гуманитарный профиль
Социально- экономический профиль
А также три направления работы:
школа ориентирования (5-7 классы);
предпрофильная школа (8-9 классы);
старшая ( профильная) школа (10-11 классы).
К участию в организации работы по индивидуальным учебным планам привлечены все имеющиеся в школе методические объединения и кафедры, составляющие организационную структуру учебного заведения:
дошкольного образования
начального обучения;
русского языка и литературы;
математики;
естественных наук;
обществознания;
прикладного искусства.
иностранных языков
Администрацией разработаны нормативные документы, основанные на документах регионального и российского уровня.
Начиная с 10-го класса обучение в нашей гимназии ведется по двум основным профилям: социально- гуманитарному и социально-экономическом.
Но в связи с тем, что гимназия ставит целью сохранение контингента учащихся и имеет соответствующий кадровый и материально-технический потенциал, позволяющий реализовывать и другие профили обучения, начиная с 2008 года мы в индивидуальном порядке и в соответствии с приказом УО № 272 от 08.10.2008г. «О присвоении статуса инновационной площадки ОУ города» , реализуем также физико- математический профиль обучения (5 человек 2008-2009гг., 7 человек 2009-2010гг.), т.к. он был заявлен родителями выпускников 9-х классов.
Отбор в профильные классы, а также составление индивидуального учебного плана проходит с участием всех МО и кафедр гимназии.
Набор в 10-е профильные классы проводятся с обязательным привлечением психологической службы. Рекомендации медицинских работников и психологической службы, данные диагностики эффективности эксперимента с точки зрения сохранения здоровья оказали неоценимую помощь при установлении преемственности звеньев образовательного учреждения, в конечном счете - в реализации потенциальных возможностей самых разных категорий детей.
Остановимся кратко на характеристике профилей, по которым ведется обучение по ИУП в старшем звене.
Обучение по программе естественно-математического профиля имеет своей целью развитие способностей учащихся к математическим дисциплинам, физике, науке и технике, создание образовательной структуры, отвечающей потребностям современного общества.
Система расширенного математического образования существует в нашей школе с 2003 г. Дети поступали в 10-й естественно - математический класс, выдержав экзамены итоговой аттестации в 9-м классе по математике и физике и выполнив небольшую учебно-исследовательскую работу (реферат).
Изучение математики сопровождается прохождением углубленного курса информатики . Внедрена лекционно-семинарская система занятий. Окончание учебного года завершается экзаменом по профильному предмету. В учебном плане профиля предусмотрено расширенное изучение математики (6 ч) , физики (5 ч) , информатики (4 ч).
В процессе подготовки новых вариантов учебных планов проводилось изучение образовательных запросов учащихся, анализ их психологических особенностей, на основании чего число часов, предлагаемых на выбор для изучения в старшей школе, по ряду предметов было изменено, а также введены новые расширенные курсы по предметам.
По окончании полугодия осуществлялся контроль успешности прохождения учебного материала и успеваемости по профильным предметам с использованием специально разработанных тестов.
Эти результаты затем использовались при составлении индивидуальных учебных планов.
Проведение анализа образовательных запросов учащихся 9-х классов и обсуждение этих результатов на расширенном заседании Методического совета гимназии позволяет к началу апреля подготовить окончательные варианты индивидуальных учебных планов и предложить их для ознакомления учащимся (на классных часах) и родителям (на родительских собраниях).
Индивидуальные учебные планы к апрелю месяцу окончательно составляются учащимися и анализируются учебной частью. С поступающими в 10-й класс проводятся собеседования по каждому из предметов, выбранных для углубленного и расширенного изучения.
Каждый из поступающих в 10-й класс получает индивидуальные рекомендации от педагогического коллектива и психологической службы гимназии, что сказывается положительным образом на составлении учебного плана, в полной мере соответствующего запросам и возможностям ребенка.
Учебная часть гимназии составляет расписание, учитывающее индивидуальные запросы каждого учащегося.
Перед работой над расписанием необходимо сформировать рабочие группы учащихся, которые не будут совпадать с классными коллективами.
Обращает на себя внимание наличие окон в течение учебного дня у данных учеников, однако при достаточно полном учете индивидуализации этого избежать не удается.
Система индивидуальных учебных планов не исключает работу с недостаточно мотивированными старшеклассниками.
Наоборот, в рамках современного законодательства, предусматривающего обязательное среднее образование, возможно создание учебных групп с минимальным учебным планом.
Перспективы развития
В настоящее время в связи с переходом к единому государственному экзамену предъявляются достаточно жесткие и стандартизированные требования
системы индивидуальных учебных планов, поэтому мы видим свою главную цель в интеграции опыта работы по индивидуальным учебным планам и качественной подготовки к Единому государственному экзамену.
В нашем случае учащихся с практически совпадающими индивидуальными учебными планами занимаются по некоторым предметам в сформированной группе. Как правило, это ребята, нацеленные на поступление в определенный вуз. В связи с этим представляется целесообразным, наряду с обучением по индивидуальным учебным планам в старшей школе, организовать профильный класс, ориентированный на сотрудничество с вузом, осуществляющим образовательную деятельность по одной из наиболее востребованных специальностей ( мы сотрудничали с КИЭП, ЕИУБ и П, сейчас налаживаем связь с одним из вузов КБР.
Поиск разумного сочетания индивидуального плана, профильного обучения и подготовки к ЕГЭ составляет, по нашему мнению, концепцию мультивариантной старшей школы.
В ходе работы по индивидуальным учебным планам в предыдущие годы накоплен материал по опыту среднего звена, где реализовывалось обучение в классах предпрофильной подготовки.
В настоящее время с учетом образовательных потребностей детей мы планируем перенести обучение по индивидуальным учебным планам в 8-9-е классы, правда, пока факультативно и исключительно для одаренных детей.
Это может стать возможным благодаря высокой квалификации педагогов, знанию ими психологических особенностей и образовательных запросов детей и пожеланий родителей. Более раннее начало работы по индивидуальным учебным планам позволит произвести раннюю корректировку образовательной траектории, благодаря чему учащемуся будет легче ориентироваться в мультивариантной старшей школе.
В связи с развитием информационных технологий и имеющимся опытом работы учителей и учащихся с ресурсами Интернета предполагается насытить мультивариантную старшую школу и профильное обучение в 10-11-х классах дистанционными методами обучения. Разработка и внедрение этих методов в обучение на разных уровнях и по разным предметам - еще одно направление деятельности гимназии. Пока учителя нашей гимназии проходят дистанционные курсы повышения квалификации, учащиеся участвуют в дистанционных олимпиадах.
Результаты эксперимента по введению индивидуальных учебных планов
Улучшение психологических показателей
Основные результаты эксперимента связаны в первую очередь с тем, что учащиеся получили возможность свободного выбора образовательной траектории и были поставлены в ситуацию самостоятельного выбора, что полностью соответствует современному динамично развивающемуся рынку труда.
Индивидуализация процесса обучения привела к росту его качества. Как показали результаты мониторинга, заинтересованный, мотивированный учащийся демонстрирует более высокие результаты не только по профильным, но и по общеобразовательным предметам.
Экспериментальная работа по ИУП показала практическое совпадение целей и результатов. Учащиеся, выбравшие определенные профильные предметы, как правило, поступают в высшее учебное заведение по родственному профилю.
Однако и несовпадение выбора не становится трагедией, ведь невозможно переоценить тот положительный опыт самостоятельного планирования собственной деятельности, который получает ребенок в нашей старшей школе.
Индивидуальный учебный план стал условием повышения комфортности обучения и улучшения психологических показателей учащихся. Приведем В качестве примера динамику изменения двух психологических показателей -экстраверсия и нейротизм.
Экстраверсия отражает степень открытости ребенка к общению с другими людьми. По нашим данным, показатели экстраверсии устойчиво возрастают. Дети становятся более свободны в общении и поведении, что дает ив возможность лучше реализовывать свой потенциал. Индивидуальные учебные планы способствуют объединению детей по интересам.
Нейротизм (эмоциональная неустойчивость) - важный показатель адаптации ребенка к условиям школы. Нейротизм незначительно повышается с 7-го по 9-й класс и резко падает в 10-м классе. Иначе говоря, распределение детей по индивидуальным учебным планам способствует снижению нейротизма, так как для ребенка создаются более адекватные условия обучения.
В целом динамика показателей по тесту Айзенка говорит об оптимизации условий обучения для каждого ребенка и создании более комфортной социально-психологической среды.
Рост квалификации педагогов
Внедрение предпрофильной подготовки, профильного обучения, технологии ИУП способствовало росту квалификации педагогического коллектива. К настоящему моменту в гимназии 84% учителей имеют высшую и первую квалификационную категорию. Все это стало возможным, как мы полагаем, благодаря реализации модели нашего учебного заведения.
Педагоги учатся реализовывать такие важнейшие аспекты содержания образования, как составление новых учебных планов и программ, разработка и реализация новых форм внеклассной образовательной деятельности, ряд особенностей системы управления и контроля. Без этого невозможна реализация концепции индивидуальных учебных планов.
Проблемы обучения по ИУП
Основной проблемой в обучении по индивидуальным учебным планам является противоречие между заказом на образование и его реализацией. Из-за чего это происходит?
1. Малая вариативность выбора (не всем участникам образовательного процесса ясна разница между расширенными, углубленным, базовым и минимальным курсами).
2. По некоторым предметам разницы между вариантами курсов практически не существует.
3. Отсутствие выбора педагогов и у педагогов (часто на параллели классов работает один человек).
4. Организационные проблемы часто решаются в ущерб реализации индивидуального плана, так как существующая организация учебного процесса позволяет индивидуализировать обучение примерно на 20%.
5. Желание сохранить коллектив класса как у учащихся, так и у классных руководителей (противоречие между новым содержанием и старой формой).
6. Появление в связи с обязательным введением ЕГЭ двух несовпадающих задач: получить знания и научиться сдавать ЕГЭ.
7. По отношению к каждому учебному предмету на рубеже старшей школы имеются три типа заказчиков образования:
а) имеющие осознанную мотивацию к углубленному изучению данного предмета;
б) имеющие сформированные учебные навыки, но не имеющие ясного представления о том, в какой области деятельности они будут применять полученное образование;
в) имеющие слабо сформированные учебные навыки, не обладающие внутренней мотивацией и считающие, что образование в данной области "нужно учителям и (или) родителям".
В такой ситуации характер и эффективность работы учителя зависят от того, с учащимися какой группы он работает. Преподавателю необходимо при этом преимущественно применять различные способы педагогической деятельности, которые также можно условно разделить на три группы:
• способ работы - максимум. Преподавание предмета в самом широ¬ком смысле его трактования при максимально возможном количестве часов, малой наполняемости групп и самом широком многообразии видов деятельности, привлекаемых программ, способов работы. Автоматически подразумевается, что одним из результатов изучения курса является умение выполнять любые типы заданий ЕГЭ по изучаемому предмету. Отбор в подобные группы происходит не только по заявлению ученика, но и по результатам собеседования;
• способ работы - базовый. Целевая аудитория - дети группы "б", не определившиеся с выбором дальнейшей деятельности. Один из очевидных результатов - способность пройти любую форму текущего контроля органов управления образованием на базовом уровне. При нехватке аудиторных часов предполагается широкое использо¬вание индивидуальных консультаций;
• способ работы - "лектор". Целевая аудитория - учащиеся группы "в". Конечный результат предполагает, что учащиеся умеют выполнять задания части «А» ЕГЭ по данному предмету. Предполагается самое широкое использование индивидуальных консультаций.
Исходя из изложенного, представляется целесообразным:
1. Предлагать на выбор 3 варианта курсов: углубленный, расширенный, базовый и минимальный. При этом возможность выбора получает каждый учащийся параллели по любому предмету. Минимальный курс изучается в объеме минимального числа часов, предусмотренного базисным учебным планом. Минимальный уровень предполагает, что для получения оценки "3" учащийся должен уметь выполнять задания части "А" ЕГЭ.
2. Высокая вариативность выбора не оставляет иной возможности, кроме как работы на параллели трех педагогов по каждому предмету.
3. Опыт показывает, что даже при таком условии не исключается появление окон в расписании у детей. Однако при создаваемой в гимназии системе дополнительного образования это не должно составлять проблемы. Расписание занятий и иных мероприятий системы дополнительного образования общедоступно, и каждый учащийся может адекватно реализовать себя. Кроме того, в окнах учителя могут давать индивидуальные консультации.
4. Существенный резерв - предоставление учащимся старшей школы возможности выбора: дополнительное изучение информатики или в ЦДОТ или в гимназии. Базовый уровень ИКТ, составляющий 1 ч в неделю, вполне может быть реализован на базе гимназии.
Работа по совершенствованию технологии индивидуальных учебных планов ведется до настоящего времени. Эта система не является застывшей, в ней изначально заложен, по нашему мнению, механизм совершенствования. Работа в этом направлении , несомненно, должна продолжаться.
Возврат >
|