|
Современная система образования предполагает в максимальной степени реализовать личностные запросы и потребности учащихся, их образовательные возможности. В учебно- воспитательном процессе доминирующая роль – создание условий для формирования индивидуальности, личности, способной саморазвиваться, принимать решения, творчески мыслить. Успешное достижение этой цели связано, по моему представлению, с разработкой педагогической технологии, которая строится с учетом двух аспектов: общего и индивидуального.
При подобном подходе содержание обучения должно включать в себя две части: индивидуальную, внешне задаваемую (образовательный стандарт) и вариативную, которую каждый учащийся создает сам в ходе учебной работы.
При написание поурочного плана я стараюсь максимально ближе подойти к личностно ориентированному развивающему обучению. Для создания таких уроков использую основополагающие теоретические тезисы известные в психологической и педагогической науке.
Положение 1. Развивающими называются такие уроки, которые почти полностью построены на различной познавательной деятельности учащихся и где изучение нового материала или его отработка, углубление и повторение происходят в процессе личной деятельности учащихся.
Положение 2. Основой развивающего урока является деятельность учащихся. Выстраивая её, обеспечиваю следующую структуру:
Потребность<--> Мотив -> Цель и задачи -> Действия -> Операции -> Результат Корректировка результата -> Рефлексия
Положение 3. Развивающий урок состоит из следующих этапов.
1. Начальный. Его цели:
создать потребность в познании (для этого надо показать значимость данных знаний или умений),
создать мотив к познанию (вызвать у учеников желание изучать материал)
2. Основной. Его цель: изучение материала силами самих учащихся, т.е. через их деятельность.
3. Итоговый. Его цель: сведение воедино всей новой информации, добытой учениками.
4. Заключительный. Его задачи: применить полученные новые знания для решения важных для практики задач, провести рефлексию (обдумывание выполненной работы: её этапов, удач и сложностей).
Более подробно структура урока выглядит следующим образом.
Этап 1. Создание ПОТРЕБНОСТИ в знаниях можно осуществить с помощью интересного вопроса, рассказом о необычном явлении, показом нескольких красочных слайдов, рассказом о случае в жизни, применение на производстве.
Этап 2. Создание мотива к познанию. Мотив – это направленность на познание. Цель этой части урока: сделать так, чтобы ученику захотелось работать на уроке, захотелось изучать новый материал. Мотивов существует несколько. Один из самых распространенных – «Познавательный» или «Интерес». Его можно вызвать небольшим увлекательным рассказом, неожиданным опытом, рассказом из жизни замечательных людей и т.д.
Этап 3. Конструирование основной части урока. Здесь мои действия состоят из четырех основных шагов и одного шага желательного.
Шаг 1.Выполняю поэлементный анализ темы: выписываю в столбик, что именно по содержанию должны узнать ученики.
Шаг 2.Каждый выписанный элемент знаний переводим в вопрос.
Шаг 3.Решаем, что должны сделать учащиеся для ответа на каждый поставленный вопрос.
Шаг 4.Обдумываем, какие компетенции (умения) ученик будет развивать при выполнении каждого намеченного действия.
Этап 4. Конструирование ИТОГОВОЙ ЧАСТИ УРОКА. На этой части все приобретённые элементы знаний сводятся в одну общую картину.
Этап 5.(желательный) Организация РЕФЛЕКСИИ. Рефлексия – это мысленное обращение назад, повторное проживание сделанного. Она помогает осмыслить, осознать совершённое в целом и каждое действие. Её можно провести в виде устного ответа на вопрос: «Что ты делал и что получил?». Можно предложить заполнить таблицу и т.д.
Этой методике я научилась при изучение пособия «Преподавание физики, развивающее ученика» Сост. и под ред. Э.М.Браверман. М.2003., а также изучая материалы специальных курсов проводимых на базе АГПА для учителей физики.
Следующим этапов в работе по индивидуальным траекториям является составление рабочей программы. Для этого я воспользовалась следующими документами и положениями стандарта образования.
Пояснительная записка
Нормативные основы.
Данная программа по физике предназначена для классов с углубленным изучением физики, составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования, определенного Примерной программой основного общего образования по физике и соответствует федеральному компоненту Государственного стандарта (основного) общего образования (2004г.), авторы программы Ю.И.Дик, В. А. Коровин, В.А.Орлов, А.А.Пинскии, а также объему времени, отводимого на изучение данных предметов по БУП-2006-2007 уч. года (340 ч.- 5 н/ч на 2 года обучения).
Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса средней школы с углубленным изучением физики
Главной целью современного образования является развитие ребёнка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностно-смысловой человеческой деятельности: коммуникацию, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, полного смысла жизнедеятельности. Современное обучение рассматривается не только как процесс овладения определённой сумой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Исходя из этого, можно выделить следующие цели обучения физики в 11 классе:
освоение знаний о методах научного познания, механических и тепловых процессах и явлениях, величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;
применение знаний по физике для объяснения явлений природы; свойств веществ, для объяснения принципов работы механизмов, самостоятельной оценки достоверности новой информации физического содержания, использование современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний, выполнения экспериментальных исследований;
использование приобретенных знаний и умений для решения повседневных жизненных задач рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества.
1. Понимать сущность метода научного познания окружающего мира.
Приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для формирования гипотез и теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория способна объяснить известные явления природы и научные факты, позволяет предсказать ещё неизвестные явления природы и их особенности; при объяснении природных процессов (явлений) разрабатываются модели этих процессов; один и тот же природный объект можно описать на основе разных моделей; законы физики и физические теории имеют границы применимости.
2. Владеть основными понятиями и законами физики.
2.1 Формулировать основные физические законы.
2.2 Называть: основные структурные уровни вещества; фундаментальные взаимодействия в природе и их проявления; существенные признаки физических картин мира.
2.3 Приводить примеры : физических явлений и процессов; использования достижений физики для обеспечения процесса цивилизации.
3. воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической).
3.1 Излагать основную суть прочитанного физического текста.
3.2 Выделять в тексте учебника важнейшие категории научной информации ( опи-
сание явления и опыта; выдвижение гипотезы; моделирование объектов и процессов; формулировка теоретического вывода и его интерпретация.)
Особенности преподавания курса
На основе требований Государственного образовательного стандарта (2004) в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения как приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни; овладение способами познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.
Компетентностный подход определяет особенности предъявления содержания образования, представляя его в виде трёх тематических блоков. В первом блоке представлены дидактические единицы, позволяющие совершенствовать навыки научного познания. Во втором- дидактические единицы, которые содержат сведения по теории физики. Всё это является базой для развития познавательной компетенции учащихся. Третий блок обеспечивает развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции.
Принцип отбора содержания связан с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей образования. Способность учащихся понимать причины и логику развития физических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих систем. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной сомоиндентификации, усиление мотивации к социальному познанию и творчеству.
Деятельный подход отражает систему уроков ориентированных не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использования информации
При изучении физики в старшей школе осуществляется переход от методики поурочного планирования к модульной системе организации учебного процесса. Модульный принцип позволяет не только укрупнить смысловые блоки содержания, но и преодолеть традиционную логику изучения материала – от единого к общему и всеобщему, от фактов к процессам и закономерностям. В условиях модульного подхода возможна следующая схема изучения физических процессов: «всеобщее – общее – единичное».
Реализация календарно – тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно – коммуникативной деятельности, в том числе:
Специфика целей и содержания изучения физики существенно повышает требования к рефлексивной деятельности учащихся: к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности.
В процессе обучения предполагается активное использование медиаресурсов и информационных технологий.
Учитывая особенности изучения физики и в целях формирования устойчивого интереса к изучаемому предмету, основных учебных и внеучебных компетенций изучение данного курса предполагает использование активных и интерактивных форм и методов обучения:
игровые технологии;
групповая работа;
лабораторная работа;
тестирование;
презентация проектов и творческих работ;
«мозговой штурм»
экскурсии
индивидуальные занятия
лекции
семинары
физические диктанты
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В рамках познавательной деятельности :
умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.
умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.
умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
В рамках информационно-коммуникативной деятельности:
умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно - смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта.
умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы.
использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения должны осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд).
Умения и навыки рефлексивной деятельности:
способность учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Возврат >
|