|
«Никогда не сравнивайте одного ребенка с другими.
Сравнивать следует каждого ребенка только с самим собой».
Я. А. Коменский
|
Программа образовательной деятельности учащегося понимается как индивидуальный образовательный маршрут учащегося и проектируется с учетом его склонностей, потребностей и индивидуальных возможностей. Представляет собой организационно-управленческое знание, позволяющее реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение условий, способствующих достижению учащимися с разными образовательными потребностями и возможностями установленного стандарта образования. Сама индивидуальная образовательная программа школы выступает как средство удовлетворения потребностей ученика (его личностных запросов), родителей (гарантов интересов ученика), учителя (права на самореализацию и неповторимый стиль профессиональной деятельности) и школы (права на собственный имидж). Иными словами - это результат совместной проектировочной работы педагогов, детей и их родителей.
Педагогическое проектирование является функцией каждого педагога и может рассматриваться на разных уровнях, в разных масштабах и аспектах. Проектировать в педагогике - значит создавать на основе прогноза такие педагогические средства, технологии, использование которых направлено на достижение поставленных целей, развитие всех участников педагогического процесса. При проектировании создаются предпочтительные варианты предстоящей деятельности и прогнозируется ее результат.
В современной педагогике большое внимание уделяется проектированию ИОП на старшей ступени, поскольку этот этап обучения является наиболее важным в стратегическом построении и обеспечении всей жизни ученика, что обусловливает необходимость целенаправленных и согласованных действий участников педагогического процесса, педагогов, учащихся и их родителей. Учитывая общие принципы педагогического проектирования, разработанные М.И. Рожковым, определим и охарактеризуем те, которые целесообразно учитывать при проектировании образовательной деятельности учащегося.
1. Принцип прогнозирования. Каждый участник образовательного процесса, и в первую очередь педагог, должен предвидеть результаты деятельности, которые выражаются в изменениях ученика в его отношениях с окружающим миром. Прогноз, как правило, базируется на анализе данных, которые получены в ходе диагностики его обучаемости, обученности, подготовленности, воспитанности, социализированности, а также материалов текущего наблюдения за поведением, деятельностью, отношениями ученика в процессе учебной и внеучебной деятельности.
При прогнозировании большое значение имеет не только анализ объективно имеющихся данных об ученике и его отношениях, но интуиция педагога, основой которой является интериоризированный опыт педагогической деятельности. Педагогическая интуиция - это способность педагога предчувствовать последствия реализации педагогических действий.
Данный принцип требует:
2. Принцип саморазвития. При проектировании образовательной деятельности ученика невозможно предусмотреть все многообразие жизненных ситуаций, поэтому создаваемые проекты должны быть гибкими, динамичными, пригодными по ходу их реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению. Жестко построенный проект почти всегда ведет к насилию над участниками педагогического процесса.
Реализуя данный принцип, следует учитывать следующее:
3. Принцип мотивационного обеспечения проектировочной деятельности предполагает формирование положительного, заинтересованного отношения участников образовательного процесса к разработке и осуществлению проектов образовательной деятельности ученика, которое проявляется в добровольном и активном участии в этой деятельности.
Данный принцип требует осуществлять следующее:
проводить разъяснительную работу о необходимости и целесообразности разработки проектов образовательной деятельности каждого ученика, опираясь на убедительные аргументы, мнение авторитетных учителей и учеников, имеющих такой опыт;
включать педагогов, родителей и детей в коллективное обсуждение достоинств, проблем, трудностей проектирования и путей их преодоления;
привлекать участников педагогического процесса к разработке методического обеспечения проектировочной деятельности;
учитывать интересы, потребности и возможности всех участников педагогического процесса при разработке проекта;
обеспечивать добровольность участия педагогов, детей, родителей в проектировании образовательной деятельности учащихся, не допускать навязывания проектов;
осуществлять контроль за ходом проектирования, поощрять инициативу участников педагогического процесса в создании и реализации проектов.
4. Принцип субъектной позиции ученика
Проект образовательной деятельности учащегося становится реальным, если он создается им самим, то есть сам учащийся является активным участником проектировочной деятельности на всех ее этапах, при этом необходимо обеспечить соответствующее психолого-педагогическое сопровождение его проектировочной деятельности.
Реализуя данный принцип, педагоги должны обеспечить следующее:
организовать самодиагностику ученика, самоанализ его достижений, возможностей, проблем и трудностей, чтобы учащийся получил необходимую информацию о себе и возможных перспективах;
осуществлять процесс целеполагания с участием ученика, научить его определять свои жизненные и профессиональные планы, предоставить ему возможность составить самостоятельно вариант образовательного проекта, обосновать и защитить его;
организовывать анализ и рефлексию на каждом этапе проектирования образовательной деятельности ученика;
давать возможность учащемуся первому высказывать свои мнения и суждения в процессе проектировочной деятельности;
поощрять, поддерживать любую инициативу ученика;
обучать учащегося самоконтролю, помогая выполнить проект и получить намеченный результат, тем самым подтверждая целесообразность проектирования.
5. Принцип взаимодействия участников проектирования
В создании проекта ученика, кроме него самого, участвуют в той или иной мере педагоги (классный руководитель, администрация школы, учителя), психолог, родители, специалисты-консультанты. К проектированию индивидуальных образовательных проектов на ряде этапов, например, в качестве экспертов, могут привлекаться его одноклассники, друзья и те, чье мнение для ученика является значимым. Для реализации принципа следует:
6. Принцип непрерывности и цикличности. Проектирование образовательной деятельности ученика целесообразно осуществлять на протяжении всего периода обучения, создавая перспективные проекты (на год, два и более), ближайшие (полугодие, месяц) и текущие (неделя, день). Чтобы реализовать перспективный проект, необходимо выстроить серию промежуточных проектов, при этом ученик проходит одни и те же этапы, совершает каждый раз сходные действия. Это позволяет определить некоторую цикличность в проектировании образовательной деятельности ученика.
Реализуя данный принцип, педагоги осуществляют следующее:
систематически отслеживают результаты проектирования образовательной деятельности учеников и вносят соответствующие коррективы, как в сами проекты, так и организацию проектирования;
обеспечивают преемственность в проектировании, опираются на имеющийся опыт, постоянно его, развивая, внося новые, привлекательные для участников проектирования методики и технологии;
организуют разработку системы перспективных, средних и ближайших проектов, предлагая участие в этом процессе всем желающим педагогам, учащимся и родителям и мотивируя их участие.
Все принципы тесно взаимосвязаны. Реализация совокупности перечисленных выше принципов может обеспечить успешность проектирования образовательной деятельности ученика.
Какими могут быть проекты образовательной деятельности ученика?
Прежде всего, следует различать образовательные проекты самого ученика и проекты педагогов, обеспечивающие сопровождение образовательного развития ученика и реализацию его индивидуальных проектов.
К основным проектам образовательной деятельности ученика относят:
индивидуальную образовательную программу;
индивидуальный образовательный план;
индивидуальный учебный план как часть образовательного плана.
При этом могут составляться программы освоения учащимися конкретных учебных предметов, которые имеют для ученика особое значение, план действий при изучении сложной темы, решении личностно значимой проблемы.
Подчеркнем, что проектирование индивидуальной образовательной программы ученика связано с разработкой и реализацией программы психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности ученика. Эти программы взаимосвязаны по содержанию и процессу их создания.
Программа отражает основные концептуальные замыслы и предлагает главные пути реализации этого замысла, в ней определены основные направления или виды деятельности по достижению намеченных результатов и возможные способы их достижения.
План представляет собой документ, в котором обозначен перечень конкретных дел, действий, а также порядок, место и время их выполнения.
Исходным, опорным проектом для остальных является индивидуальная образовательная программа и вытекающий из нее индивидуальный образовательный план.
Педагогическое проектирование - технологический процесс, поэтому можно условно и обобщенно определить в нем ряд последовательных шагов, этапов.
1 этап. Подготовительная работа педагогического коллектива к обучению учащихся по индивидуальным образовательным программам и планам, которая включает:
разъяснительную работу о необходимости и важности индивидуально-ориентированного обучения в старших классах;
создание проблемной группы по организации индивидуально ориентированного обучения в старших классах и научно-методическому обеспечению процесса;
знакомство с современными концепциями, моделями индивидуально-ориентированного обучения (чтение литературы, обсуждение различных вариантов обучения по индивидуальным образовательным программам и планам);
составление плана действий администрации, организаторов, проблемной группы по проектированию индивидуального развития учащихся.
коллективные и групповые продуктивные игры по разработке моделей индивидуальных образовательных стратегий и маршрутов применительно к учащимся старшей школы, составлению вариантов структуры индивидуальных образовательных программ и планов, по разработке научно-методического и организационного обеспечения проектирования образовательного развития старшеклассников с учетом вышеизложенным принципов.
2 этап. Изучение социально-экономических условий жизни и воспитания учащихся в семьях на основе бесед, анкетирования детей и родителей, наблюдения и оценок педагогов.
3 этап. Диагностика возможностей, склонностей, интересов потребностей ученика, личных и профессиональных планов учащихся, заказа родителей на образование своих детей, сведение результатов диагностики с помощью соответствующих таблиц.
4 этап. Анализ материалов диагностики педагогами, проведение психолого-педагогического консилиума с участием классного руководителя, психолога, учителей, работающих с учащимися, разработка общих подходов в работе с учеником и его родителями.
5 этап. Обсуждение материалов диагностики и психолого-педагогического консилиума с ребенком и родителями. Учащимся и родителям предоставляется информация об уровне обученности и обучаемости по каждому предмету, даются рекомендации учителей-предметников.
6 этап. Составление проекта программы психолого-педагогического сопровождения индивидуального образовательного развития ученика под руководством классного руководителя и психолога.
7 этап. Организация работы по составлению образовательной программы самого ученика с участием его родителей. Обеспечивая субъектную позицию ученика, необходимо обсудить с учащимися варианты схем и методику составления индивидуальной образовательной программы, которая будет понятна, доступна и реальна для ученика, полезна и важна для родителей. В то же время данная программа позволит педагогам проверить свои замыслы и уточнить программу психолого-педагогического сопровождения.
8 этап. Уточнение и корректировка первоначального проекта программы психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития ученика классным руководителем и психологом на основе индивидуальной образовательной программы и плана, составленных учеником и родителями, согласование и доработка этих документов в случае каких-либо принципиальных расхождений.
9 этап. Организация работы по выполнению индивидуальной образовательной программы и индивидуального плана. Процесс реализации проектов образовательной деятельности учащегося важно стимулировать, определяя время индивидуальных встреч со старшеклассниками, консультаций, обсуждения проблем, которые возникают по ходу реализации программы и плана. Данная проблема должна стать предметом постоянного внимания администрации, классных руководителей и психолога.
Каждому педагогу важно определить свою роль в поддержке индивидуального развития ученика, помочь ему в составлении частных проектов по изучению учебного предмета, по формированию качеств, от которых зависит осуществление будущих профессиональных планов учащегося, использовать возможности элективных курсов, внеклассных воспитательных мероприятий для развития качеств, которые определят успешность выполнения намеченного.
10 этап. Отслеживание результатов выполнения индивидуальных образовательных программ и планов учащимися. При выборе схемы составления проектов важно предусмотреть возможность фиксировать выполнение этих проектов, отражать уровень выполнения намеченных результатов. Целесообразно согласовать оценку выполнения программ и планов с участниками проектирования, предоставить возможность самооценки и сопоставления ее с мнением педагогов, родителей, одноклассников, специалистов.
11 этап. Подведение итогов и анализ выполнения проектов индивидуального развития учащихся, которые могут включать:
повторную «срезовую» диагностику и анализ изменений с участием ребенка, родителей, педагогов;
индивидуальное собеседование классного руководителя с учеником и его родителями о достижениях, проблемах, перспективных планах ;
при желании самих учащихся публичный отчет о выполнении проектов индивидуальной образовательной деятельности с участием педагогов, представителей профессиональных учебных заведений, родителей, общественности;
коллективное обсуждение и анализ всеми участниками проектирования содержания и организации этого процесса в школе, определение путей и способов его совершенствования.
От организации этого этапа существенно зависит отношение участников педагогического процесса к проектированию образовательной деятельности учащихся в дальнейшем. При правильной организации данного этапа будет подготовлена основа для нового цикла создания и реализации образовательных проектов учащихся.
Следует подчеркнуть, что проектирование индивидуальных образовательных программ и учебных планов учащихся особенно значимо для старшеклассников, которые приобретают опыт ответственного построения своего жизненного пути и принятия самостоятельных решений, потребность в целенаправленной образовательной деятельности, учатся осознанно строить свои жизненные и профессиональные планы. В то же время построение образовательного процесса с ориентацией на индивидуальное образовательное развитие ученика требует нового педагогического мышления, соответствующих знаний и умений педагогов. Для реализации последнего необходимо спланировать работу педагогов по повышению компетентности в данных вопросах.
Возврат >
|