|
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами её перехода к демократическому и правовому государству. В Законе Российской Федерации "Об образовании", «Концепции модернизации Российского образования», «Национальной доктрине образования в РФ» отражены принципы образовательной политики в нашей стране, важнейшими из которых являются гуманистический характер, общедоступность и адаптивность системы образования к особенностям развития учащихся.
В июне 2007 г. Государственная дума РФ внесла поправку в Закон об образовании: вместо термина «дети с отклонениями в развитии» теперь нужно говорить «дети с ОВЗ» с расшифровкой – имеющие нарушения психического или физического развития.
Целью Государственной программы «Доступная среда» является формирование к 2015 году условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Для достижения этой цели необходимо решение основных задач в рамках многих подпрограмм, одной из которых является создание предпосылок для развития инклюзивного образования, в том числе создания безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов.
Дети с ОВЗ, дети - инвалиды – это дети с особыми образовательными потребностями. Каждый из них должен обучаться по индивидуальному образовательному маршруту с учетом его психофизических особенностей. Согласно Муниципальной целевой программе «Развитие образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в городском округе Прохладный КБР на 2009-2010 годы» в нашей школе созданы необходимые условия для обучения детей с ОВЗ и детей - инвалидов. Все они охвачены обучением, которое организуется в соответствии с Уставом и Положением об организации обучения больных детей. В уставе ОУ в пункте 3.10. записано «Учреждение обеспечивает занятия на дому с учащимися в соответствии с медицинским заключением о состоянии здоровья. Родители (законные представители) обязаны создать условия для проведения занятий на дому». В штатном расписании ОУ имеются специалисты (логопед, психолог, социальный педагог), которые призваны оказывать помощь и поддержку в развитии и обучении ребёнка. Для детей-инвалидов организовано обучение на дому, индивидуальное обучение в школе и комбинированное обучение, в рамках которого учащийся изучает обязательные предметы индивидуально с учителем и некоторые избранные дисциплины совместно с классом.
Комплексное сопровождение индивидуального обучения на дому обеспечивается посредством разработки целой системы, ориентированной на конкретного ученика. Правовым обоснованием для организации индивидуального обучения является:
медицинское заключение установленного образца;
заявление родителей (законных представителей) на имя директора образовательного учреждения.
Для согласования вопроса об организации индивидуального обучения больных детей на дому в Управление образования предоставляется ходатайство (в котором указаны фамилия, имя, отчество ребенка, дата и год рождения, класс, домашний адрес, срок индивидуального обучения на дому) с приложением следующих документов: учебный план индивидуального обучения на дому, расписание занятий, ксерокопия заявления родителей, ксерокопия справки медицинского учреждения, ксерокопия приказа об организации обучения на дому по ОУ.
Для осуществления обучения детей с ОВЗ на дому необходимо ещё наличие следующих документов:
Учебный план индивидуального обучения на дому составляется на основе примерного учебного плана обучения на дому, который, в свою очередь, ежегодно разрабатывается на основе Базисного учебного плана. Выбор учебного плана осуществляется на основании психолого-медико- педагогических рекомендаций совместно с родителями и ребёнком. Индивидуальный учебный прогресс обеспечивается постоянной корректировкой индивидуальной образовательной программы и учебного плана каждого учащегося. Учебная нагрузка на ученика не превышает нормы, установленные Министерством образования РФ:
1- 4 классы: 8 часов в неделю;
5- 8 классы: 10 часов в неделю;
9 класс: 11 часов в неделю;
10 – 11 классы: 12 часов в неделю.
Выбор вариантов проведения занятий зависит от особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, сложности структуры их дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания, рекомендаций лечебно- профилактического учреждения, психолого-медико-педагогических комиссии, возможностей доставки обучающегося в учреждение и отсутствия противопоказаний для занятий в классе. Например, учащийся 3 «В» класса с диагнозом ДЦП, спастический тетропарез обучается на дому. Письменное задание выполняет на компьютере, так как ему легче работать с клавиатурой компьютера, чем писать ручкой. Скорость осмысленного чтения про себя гораздо выше скорости чтения вслух из-за дефекта в произношении некоторых звуков. Мальчик обладает хорошей памятью, что позволяет ему выполнять действия с трёхзначными числами устно, в уме. Учащаяся 1 «В» по состоянию здоровья, получила возможность обучаться только в 16 лет. Девочка обучается на дому. Результаты обучения очень хорошие, что является даже неожиданной радостью для родителей. Она пишет каллиграфически правильно, хотя и медленно, читает осознанно, но трудность в произношении многих звуков мешают восприятию услышанной информации. Учащаяся 9 «В» класса обучается комбинированно. По всем предметам индивидуального учебного плана она занимается индивидуально с учителем в школе. И несколько предметов, которые были внесены дополнительно в учебный план по заявлению родителей, она изучает в классе.
Распределяя учебную нагрузку учителей обучающих на дому, преимуществом пользуются, те, кто обучает данный класс, при условии, что у этого учителя есть категория. Кандидатура педагога согласовывается с родителями. В том случае, если на протяжении некоторого времени не налаживается контакт учитель-ученик, то выполняется замена учителя. Так, например, за время обучения одного ребёнка было выполнено две такие замены. В первом случае по инициативе учителя. Во втором случае – родителей. И только третий педагог, учитель начальных классов Борщ Елена Владимировна, смогла найти с девочкой контакт. При переходе учащейся в 5 класс, по просьбе родителей, девочку по всем предметам, кроме английского языка, обучает тот же учитель начальных классов. Елена Владимировна испытывала ряд затруднений прежде всего в составлении календарно – тематического планирования учебного материала по предметам, но опытные учителя-предметники оказали ей методическую помощь.
Учебный процесс строится путём составления индивидуального учебного расписания ребёнка, которое обязательно согласовывается с УО и родителями с учётом активности и периода работоспособности ребёнка.
Данные о ребенке вносятся в классный журнал классным руководителем, оценки четвертные (полугодовые) и итоговые обучающемуся на дому ребенку выставляются в классный журнал на предметную страницу учителем, осуществляющим индивидуальное обучение, а в сводную ведомость успеваемости - классным руководителем. На каждой предметной странице журнала, вместо текущих оценок учащегося, выполняется следующая запись:
«Обучение на дому с _________ по _________. Приказ № ____ от ____»
Текущие оценки обучающегося на дому, тема урока и домашнее задание записываются в специальный журнал. Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ предполагает щадящую форму аттестации.
Учащиеся должны иметь по мере возможности рабочие тетради и дневник, в котором фиксируются занятия, проводимые учителями. Учитель расписывается за каждый проведённый урок. Родители, расписываясь один раз в неделю, подтверждают достоверность информации и контролируют успеваемость.
По плану ВШК ежегодно осуществляется проверка состояния организации обучения на дому.
Отдельным направлением сопровождения процесса надомного обучения является работа с учителями. Основная задача заключается в том, чтобы оказать качественные образовательные услуги. Специфика заключается в том, что эти услуги оказываются больным детям на дому. Учителя накапливают свой персональный опыт. Этот опыт требует обсуждения и верификации в профессиональном коллективе, поскольку индивидуальная работа в диаде «ученик - учитель», тем более с нездоровыми детьми не может быть проверена только в категориях формальной академической успешности, но включает в себя категории качества жизни, развития творческого потенциала, психотерапевтический характер образования и т.д. Кроме того, сама форма обучения гораздо более диалогична (или несет в себе большой потенциал диалогичности), нежели обучение в классе. Помимо этого необходима постоянная методическая работа по специальной психологии и коррекционной педагогике, профессиональный диалог между специалистами, владеющими специальными знаниями и педагогами, работающими с детьми с "особыми" потребностями. Трудности педагогов, работающих в формах индивидуального обучения - это привычка работать с учебной программой, а не с конкретным ребёнком. Качественное обучение на дому затрудняется представлениями учителя о ребёнке как о больном, вследствие чего снижается уровень требований, как к самому процессу работы, так и к результату учебной деятельности. Необходима постоянная поддержка психологов по раскрытию интеллектуальных возможностей ученика и получение обратной связи об удовлетворении образовательной потребности.
Разнообразие форм и технологий индивидуального сопровождения надомного обучения определяется степенью и типами ограничений и возможностей ребенка. Но в целом имеет некоторую технологическую последовательность в реализации.
Модель сопровождения индивидуального обучения
Этапы организации учебного процесса |
Действия специалистов сопровождения |
Определение формы организации обучения |
Консультирование родителей
Анализ предыдущего обучения и его результатов |
Проведение ПМП консилиума (г. Нальчик) |
Комплексная диагностика развития ребенка
Составление рекомендаций по обучению
Подбор оптимальных методов обучения, стиля учебного взаимодействия, формы проверки знаний |
Назначение учителя |
Консультирование учителя об особенностях развития ученика, его возможностях и ограничениях |
Составление индивидуального расписания |
Рекомендации по нагрузке
Консультирование родителей о доли участия в процессе обучения |
Составление ИОП |
Коррекция примерного учебного плана в связи с интересами и планами ученика
Консультирование классного руководителя по вопросам социализации и условиям успешности ребёнка |
Проведение учебных занятий |
Ассистирование учителю на уроке
Индивидуальное консультирование педагога
Анализ наиболее эффективных форм учебного взаимодействия
Работа с родителями (обучение и консультирование) |
Проведение аттестационных работ |
Поиск адекватных способов контроля
Ассистирование на аттестационных работах
|
Психолого-медико-педагогический консилиум остаётся основной организационной формой для обсуждения стратегии сопровождения индивидуального обучения. Целью психолого-медико-педагогического консилиума является создание условий для построения индивидуальной образовательной программы ученика и программы сопровождения обучения посредством комплексной диагностики и составления рекомендаций по организации учебного процесса. Один раз в полгода необходимо проводить психолого-медико-педагогический консилиум по динамике обучения и развития ученика.
Психологическое сопровождение родителей и семьи ребенка с особыми потребностями - это особенная проблема. Без родителей учебного процесса не происходит. Они выступают и тьюторами, и лицами, сопровождающими своего ребенка. Необходимо сделать родителей партнёрами в обучении ребёнка, опираясь на их опыт успешного сотрудничества и эффективной мотивации.
Одной из важных психологических задач обучения на дому является повышение мотивации учеников к обучению и формирование здоровой личности. Не имея возможности чувствовать и соотносить свой личный успех с успехами сверстников, ребёнок теряет стремление к достижению. Необходимо найти такие формы учебной и воспитательной деятельности ребёнка, в которых он смог бы почувствовать себя успешным, организовывать его участие в школьных конкурсах и смотрах.
Для учащегося среднего звена важна потребность в общении, осознание своего «я» в коллективе, а в старшем звене на первое место выходит необходимость в получении качественного образования, подготовка к профессиональному самоопределению. В этом направлении немаловажную роль играет и классный руководитель, который организует общение с одноклассниками в неформальной обстановке дома или школе. Также учителями – предметниками и классными руководителями дети с ОВЗ и дети- инвалиды привлекаются к участию в различных творческих конкурсах и научных конференциях как на муниципальном, так и на региональном уровнях. Некоторые из них занимаются в учреждениях дополнительного образования согласно их интересам и потребностям.
Среди многочисленных проблем детства особую остроту приобретают проблемы детей-инвалидов, которые без специальной подготовки не могут расширить границы доступного им мира, приобщиться к современным достижениям цивилизации, найти себя в предстоящей взрослой жизни.
Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми с ОВЗ. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины.
В рамках КПМО выделены средства на реализацию программы по дистанционному обучению детей с ОВЗ. С 1 сентября 2010 года 10 учащихся города начнут обучаться дистанционно. В рамках программы предусмотрено обучение педагогов и приобретение оборудования.
Мониторинг качества образования в условиях выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов
Индивидуальный учебный прогресс обеспечивается постоянной корректировкой индивидуальной образовательной программы и учебного плана каждого учащегося. Необходимость корректировки может возникнуть и по результатам мониторинга.
Возврат >
|