Мир глазами маленького фотографа
Культура семьи остаётся в милых сердцу вещицах и воспоминаниях, оживить, которые помогают фотографии. Именно эти фотографии способны стать «кладовой» семейных ценностей, «культурной памятью семьи».
Отправляемся на фотоохоту
Давайте рассмотрим общение малыша с фотоаппаратом не только как возможность творить и создавать художественные произведения, но и как замечательное развивающее занятие, инструмент для познания окружающего мира, тренажер внимания и наблюдательности. Фотографирование — один из способов развить и эмоциональность, и чувство прекрасного, и способность через фотографию поделиться с другими своими переживаниями. Итак, отправляемся на фотоохоту! Сплетенные ветки деревьев на фоне синего неба, распахнутая пасть бегемота в зоопарке, пятачок бабушкиного поросенка во весь кадр или свежий взгляд на загородный пикник с шашлыками... Не раз и не два удивят вас работы вашего малыша, противоречащие всяким законам композиции, но наполненные живым чувством первооткрывателя...
Отправляясь с малышом гулять по городу, предложите ему снимать все, что понравится. Пусть эти фотографии технически несовершенны, зато в них будет то. чего нередко лишены взрослые снимки: необычные ракурсы, неожиданные сюжеты и, конечно, непосредственность, искренность и глубокая интуитивная мудрость — самое непостижимое детское свойство. Возможно, вы иначе увидите свой город: и его улицы, и архитектуру, и даже людей.
Инструмент или игрушка?
Конечно, для ребенка первый фотоаппарат — это игрушка. И как бы серьезно ни относился маленький фотограф к процессу съемки, для него это просто увлекательная игра, ведь пока и вся его жизнь — игра. Из сказанного следует, что первый фотоаппарат не должен быть дорогим. Лучше всего отдать ребенку старую «мыльницу» или подобрать простой фотоаппарат специально для него. Собственный фотоаппарат — предмет особой гордости, с ним малыш обращается осторожно и трепетно. Пленочные «мыльницы» предпочтительнее цифровых фотоаппаратов по нескольким причинам.
Во-первых, цифровые аппараты более хрупки и капризны, а маленькие ручки пока еще неумелы и непослушны. Любое падение может вывести «цифровик» из строя, а вот пленочная «мыльница», вероятнее всего, выживет. Во-вторых, цифровой фотоаппарат в руках начинающего фотографа обесценивает процесс создания хорошей фотографии. Здесь можно не думать особо: нажимай на кнопочку множество раз, а потом выберешь то, что хоть как-то походит на качественный снимок Пленочный же фотоаппарат из-за ограниченности кадров заставляет задуматься перед нажатием на спуск, поискать лучший ракурс, решить, а стоит ли вообще фотографировать любимого кота со всех сторон 36 раз подряд. Справедливости ради надо сказать, что «цифровик» обладает своими достоинствами. Прежде всего, он позволяет маленькому нетерпеливому фотографу сразу видеть результат своей съемки и помогает осваивать компьютер, дает возможность экономить на пленке и печати. И если вы увидите, что ребенок по-настоящему интересуется процессом создания фотографии, что это ему доставляет удовольствие и похоже, что это не увлечение на один день, тогда чуть позже имеет смысл подарить ему фотоаппарат посерьезнее. А пока будем оттачивать мастерство с тем, что есть, памятуя, что хорошие фотографии делает не фотоаппарат, а фотограф. И даже «мыльницей» можно сделать очень интересные снимки.
Приметы осени
Какие же еще интересные занятия можно придумать с фотоаппаратом? Предложите ребенку фотографировать все интересное, что встречается во время прогулки. А дома, рассматривая фотографии, еще раз вспомните и обсудите эти моменты. Можно устраивать тематические прогулки, например «охотиться» за приметами осени.
Отправляйтесь в солнечный осенний денек в настоящее путешествие и везде ищите приметы осени: веселые лужи и разноцветные листочки на деревьях, блестящие паутинки и тянущиеся к солнцу бархатцы, разноцветные головки георгинов и семейки поганок под мокрыми от дождя кустами. А дома на основе отснятых фотографий сделайте компьютерную презентацию, добавив комментарии и голоса птиц. Снова и снова рассматривайте фоторассказ о путешествии. Теперь-то ребенок будет точно знать, что такое осень.
Подобные походы можно организовать и в лес, и на пруд, и на берег моря во время летнего отдыха. А потом придет время встречать с фотоаппаратом зиму. И каждый раз фотоохота — это замечательная возможность для ребенка узнать что-то новое о том, что его окружает, приоткрыть завесу тайн природы.
Предложите ребенку сделать серию фотографий на определенную тему, например о лесе. Здесь могут быть запечатлены деревья различных пород в разное время года, грибы и ягоды, причудливые пеньки и залитые солнцем лесные тропинки, птичьи следы или красные ягоды рябины на снегу, огромный муравейник и нежный весенний подснежник. Да мало ли какие еще сюрпризы преподнесет малышу природа! Можно делать тематические альбомы фотографий, красиво оформлять их и использовать как учебник живой природы.
Персональная фотовыставка
Позволяйте ребенку снимать праздники, пикники на природе и другие семейные мероприятия. Отличным занятием для малыша и всей семьи может стать выпуск семейной газеты. Ее можно делать ежемесячно, освещая все самые интересные события, или посвящать различным праздникам и дням рождения. Ребенок будет выступать в роли фотокорреспондента, стараясь запечатлеть самые интересные кадры и принимать активное участие в оформлении газеты и написании забавных текстов.
По возможности посещайте с ребенком различные фотовыставки. Рассматривать работы профессиональных фотохудожников очень полезно — можно многому научиться. А потом предложите малышу организовать свою собственную фотовыставку. Отберите вместе с ним самые интересные фотографии или фотографии на определенную тему («Что я видел у моря», «Моя семья»). Сделайте рамки, используя цветной картон или разрезав на полоски коробки от конфет. Оформите коллекцию фотографий на стене. Пригласите на выставку бабушку с дедушкой или друзей юного фотографа. Можно приурочить событие ко дню рождения малыша.
Ребенок может попробовать себя в жанре детектива или комикса: придумать «игрушечную историю» и снять с вашей помощью фотосказку о своих игрушках. Кто знает, к какому серьезному увлечению может привести такая несерьезная творческая игра?
Что у фотоаппарата внутри?
Перед тем как малыш сделает свой первый снимок, есть смысл рассказать и показать ему, как устроен фотоаппарат и каким образом получаются те самые привычные для нас фотографии. Покажите ребенку основные части фотоаппарата (корпус, объектив, видоискатель, затвор, вспышка) и объясните их назначение. Делать это лучше с открытым фотоаппаратом без пленки. Пусть малыш увидит, что происходит внутри фотоаппарата, когда вы нажимаете на кнопку. Очень упрощенно это можно объяснить примерно так. В фотоаппарат вставляется пленка, она покрыта особым веществом, которое меняется, если на него попадает свет. В обычном состоянии объектив закрыт специальной шторкой, которая защищает пленку от света. Если нажать на затвор, шторка на долю секунды (чик-трак, очень быстро!) открывается и вновь захлопывается. Свет через маленькое отверстие в объективе (диафрагму) попадает на пленку, и на ней создается изображение. Специальный механизм прячет отснятый кадр в кассету, и фотоаппарат снова готов к съемке. А потом, уже с пленки, можно напечатать фотографии. Чем меньше света на месте съемки — на улице или в помещении, тем больше должно быть окошечко диафрагмы, и тем дольше его держат открытым. Это нужно, чтобы на пленку попало достаточное количество света. Малышу будет интересно узнать, что в старинных фотоаппаратах процесс съемки занимал не доли секунды, как сейчас, а несколько минут. Кстати, неплохо бы посмотреть на эти аппараты на картинках в энциклопедии или музее.
Наверняка в вашем фотоальбоме найдутся нерезкие фотографии. Покажите их малышу и объясните, что при фотосъемке есть еще одно важное понятие — фокус. Нет, не тот фокус, который фокусник показывает в цирке.
Поворачивая объектив (вручную или автоматически) и двигая таким образом особое стеклышко — линзу, фотоаппарат можно «навести на резкость», т. е. фотография получится либо четкой, либо нечеткой. Большинство «мыльниц» делает это автоматически, так что особых навыков здесь не потребуется, но знать об этом все-таки нужно.
Правила обращения с фотоаппаратом
Нелишним будет рассказать малышу и об основных правилах, которые продлят жизнь фотоаппарата. Самое страшное для него — это падение, особенно в воду. И если пленочного «утопленника» еще есть шанс спасти, то цифровой фотоаппарат будет ис¬порчен безвозвратно. Приучите малыша всегда надевать ремешок фотоаппарата на руку, прежде чем вытащить его из чехла и начать снимать. Доведенная до автоматизма, эта привычка не раз его выручит. Фотоаппарат нельзя направлять непосредственно на яркое солнце. Это вредит не только зрению фотографа, но и может вывести из строя технику. Нельзя оставлять фотоаппарат под прямыми солнечными лучами в жаркий летний день. Почаще напоминайте маленькому фотографу, что не следует хвататься пальцами за объектив, иначе на фотографиях появятся некрасивые мутные пятна. Объектив нужно периодически протирать кусочком мягкой ткани. И, конечно, объектив вне съемки всегда должен быть закрыт защитной крышкой или шторкой. Царапины на нем вряд ли украсят фотографии.
Основные заповеди фотографа
Не начинайте процесс обучения малыша с разъяснения принципов композиции. Лучше изложите ему основные, самые главные заповеди фотографа, и пусть дальше он экспериментирует сам. Собственные ошибки и победы лучше и быстрее научат малыша азам фотографии, чем самые правильные и умные советы. Итак, основные правила:
• Фотоаппарат нужно держать крепко двумя руками и непременно ровно, иначе снимки получатся перекошенными.
• В момент нажатия кнопки затвора нельзя дергать руками, а лучше задержать дыхание.
• На фотографии получится именно то, что попадает в рамку видоискателя. Поэтому стоит подумать, прежде чем нажать на кнопку. Может, лучше подойти поближе или, наоборот, отойти подальше, зайти с другой стороны, чтобы то, что хочется снять, получилось самым лучшим образом.
• Нельзя «обрезать» людям ноги по колено, руки по локоть и полголовы. Лучше переместить фотоаппарат чуть выше или ниже. И уж, конечно, не стоит снимать маму или папу без головы вовсе. Покажите малышу то расстояние, ближе которого нельзя подходить к объекту съемки, если в фотоаппарате нет функции «макро». В простеньких «мыльницах» это 1-1,5 метра. При съемке со вспышкой минимальное расстояние увеличивается до 2 метров — иначе получится ужасающий эффект, именуемый специалистами «вспышка в лоб».
• Солнце (или другой источник света) во время съемки должно светить в спину фотографа или падать сбоку. Поэтому нужно обязательно следить за его положением.
Вообще, для начала лучше снимать на улице в солнечный день. Причем не в яркий полдень, а утром, ближе к вечеру или когда солнце чуть прикрыто облаками. Такие фотографии будут позитивными и яркими, здесь сложнее что-либо испортить. А удачные снимки — лучшее средство поднятия боевого духа юного фотографа.
Не навязывайте ребенку свое видение мира, дайте ему возможность оставаться самим собой. Лишь иногда можно что-либо мягко посоветовать, но не настаивая и не преподнося как единственно верное решение. Несмотря на все ваши рекомендации, какое-то время у ребенка будут получаться кривые и косые снимки, фотографии, снятые против солнца, смазанные и, на ваш взгляд, бестолковые. Но это естественный процесс поиска, обучения, творчества. Ведь как иначе убедишься, что вспышка не достанет до луны, и вместо лунной дорожки получится просто черная водная гладь? Очень важно обсуждать вместе детские снимки, хвалить удачные и находить ошибки. И вы сами увидите, как с каждым разом снимки будут становиться все лучше и лучше.
Точка съёмки
У фотографов есть такое понятие, как «точка съемки». Говоря русским языком, это то место, тот уровень высоты, на котором вы держите фотоаппарат во время фотографирования. Наверняка вам нередко доводилось видеть фотографии детишек, снятых с высоты роста взрослого человека. К слову сказать, чаще всего именно так родители и снимают своих малышей. В результате на фотографии мы видим не столько милое личико крохи, сколько его непропорционально большую макушку, хотя и симпатичную, но все-таки менее ценную, чем мордашка.
Подобные фотографии вызывают чувство превосходства над ребенком большого и всесильного взрослого. А детки кажутся маленькими и беззащитными. На мой взгляд, это самый неудачный ракурс для съемки детей. Его стоит использовать только в редких случаях, если нужно подчеркнуть именно эту беззащитность. А для того, чтобы малыш получился на фотографиях по-настоящему здорово, достаточно взрослому лишь присесть, чтобы фотоаппарат опустился до уровня глаз ребенка. Вот теперь вы сможете запечатлеть и его замечательную улыбку, и хитрые глазенки, и вздернутый озорной носик совершенно естественно. Это один из приемов, который поможет показать не только внешнюю привлекательность вашего малыша, но и раскрыть на фотографии его внутренний мир, такой неповторимый и ранимый, такой самобытный и удивительно трогательный.
Бывают ситуации, когда уместно сфотографировать малыша с нижней точки. Например, когда он вскарабкался на огромный камень или влез на ветку дерева. Этим вы как бы подчеркнете его достижение. Или ложитесь в траву и снимайте бегущего малыша снизу. Возможно, именно таким великаном видят его жучки, сидящие в лесных зарослях. Экспериментируя с точкой съемки, можно добиться интересных результатов. Кстати, вот вам замечательное творческое задание для маленького фотографа. Предложите ему снять один и тот же цветок с разных точек, как будто на него смотрят разные лесные жители: высокий олень, волк, маленький зайчик, пчелка или бабочка, которая собирает нектар прямо на цветке, крошечный муравей, ползущий по земле. В этих ситуациях малышу нужно будет приседать, ложиться на землю, снимать с высоты своего роста или даже влезать на пенек, чтобы оказаться повыше. Сравнив фотографии, ребенок собственными глазами увидит, как влияет точка съемки на конечный результат, и как важен ее правильный выбор для того, чтобы вложить в фотографию тот или иной определенный смысл. Думаю, вы несказанно удивитесь, когда увидите привычные вещи на снимках своего малыша. Все мы когда-то видели именно так и стол, и цветок на подоконнике, и своих родителей — снизу вверх, да вот только давно забыли об этом. И открытие это (или даже не открытие вовсе, а вспоминание) будет очень для нас полезно. Ведь именно благодаря детским фотографиям мы сможем увидеть мир глазами ребенка в прямом смысле этих слов. И это даст возможность еще больше приблизиться к малышу, подняться еще на одну ступеньку взаимопонимания.
Полностью статья опубликована на сайте www.7уа.ry
|