Деятельность воспитателя в ДО №6 «Алёнушка», начала в 1991 году. За время работы с детьми часто сталкивалась с проблемой экологического воспитания. Уровень сформированности экологических знаний детей, развитие их эмоциональной сферы был очень низким.
Учитывая то, что экологическое воспитание играет огромную роль в формировании духовно – развитой личности, в совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы, мой выбор остановился на теме: «Экологическое воспитание как средство познания окружающего мира».
Учебно-воспитательную работу планирую в соответствии с требованиями «Программы обучения и воспитания в детском саду» под редакцией М. А.Васильевой, с использованием парциональной программы С. Н. Николаевой «Юный эколог».
Работу организую так, чтобы детям было интересно. Организация режимных моментов отличается своей театрализованностью с использованием стихов, загадок, различных видов игр. Использую различные методические приемы, которые заметно оживляют занятия, развивают речь детей и познавательную активность в процессе обучения, помогают раскрывать тему, Всё это помогает сформировать у детей осознанно – правильное отношение к природным явлениям и объектам, которые окружают ребёнка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Знания, полученные в процессе общения ребёнка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных и птиц, состоянии растений, правильную оценку и адекватное на них реагирование.
Для того чтобы методически правильно вести работу по экологическому воспитанию, необходимо знать возрастные особенности детей, формы и методы работы по каждому направлению. Поэтому постоянно занимаюсь самообразованием, изучаю новинки методической литературы, принимаю участия в семинарах, педагогических часах, методических объединениях.
Для того чтобы определить стиль работы с детьми, и направление коррекционной работы, провожу диагностику. По результатам, которой был намечен план работы по экологическому воспитанию. Чтобы работа была более эффективной, мною были разработаны и оформлены экологические проекты: «Земля наш общий дом» (2007-2008 год), для детей подготовительной группы, «Удивительный мир природы» (2008-2009 год), для детей младшей группы. Проекты включают в себя познавательные занятия, калейдоскопы загадок, викторины, кроссворды, целевые прогулки, наблюдения, беседы, иллюстрации, игры, информацию о природе Кабардино-Балкарии. Организован кружок: «Одуванчик». С целью ознакомления детей с природой и животным миром Кабардино-Балкарии, в группе организован уголок НРК где находится информация, иллюстрации, игры о природе нашего края. В уголке природы, есть необходимая познавательная литература, дидактические игры и пособия, для проведения бесед, рассказов, рассматривания. Для того чтобы прививать детям любовь к родному краю, дать им знания о красоте и пользе растений родного края. Разработала папку «Зелёная аптека», которая содержит: иллюстрации, игры, стихотворения, загадки, информацию о внешнем виде, среде обитания, лекарственных свойствах некоторых растений. Подготовила информацию о ядовитых растениях, с описанием и фотографиями. Для ознакомления детей с животными родного края подготовила папку «Птицы звери, насекомые», которая включила в себя информацию, иллюстрации, рассказы. Чтобы научить детей бережному, заботливому отношению к природе, подготовила папку: «Правила поведения в природе», она включила в себя иллюстрации, описание, загадки и стихотворения.
Собранный материал использую не только на занятиях, но и в организации самостоятельной деятельности детей.
Свою работу строю по принципу непрерывности. Процесс обучения строится по схеме: воспитатель – ребёнок – семья. Чтобы понять отношение родителей к проблеме экологического воспитания, было проведено анкетирование. Ответы родителей помогли выявить увлечения взрослых и детей, обозначили проблемы, требующие педагогической коррекции. В помощь родителям были подготовлены консультации, информации, советы. Такие как: «Домашние животные – как психотерапия и средство развития иммунитета у детей», «О лечебных свойствах сосны и берёзы», «Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы» и т. п. Провожу беседы, привлекает к сбору природного материала. Совместно с родителями, в группе создана «Бабушкина копилка», в которой имеются рецепты напитков из лекарственных растений. Основной формой работы являются родительские собрания. Планирую собрания на экологическую тему. Чтобы заинтересовать родителей провела деловую игру: «Биржа экологических знаний». Привлекаю родителей к совместному с детьми изготовлению поделок из природного материала, книжек-малышек, провожу выставки рисунков, фотоконкурсы.
Такая работа играет огромную роль в решении задач всестороннего развития дошкольников: умственного, нравственного, эмоционального, трудового, эстетического и физического.
Родная природа источник первых конкретных знаний и радостных переживаний, которые запоминаются с детства и остаются на всю жизнь. Всё привлекает внимание детей, радует, даёт пищу для развития. Из пристального внимания к природе, возникает и развивается любовь к родному краю, Родине.
Вместо путешествия в отдалённые страны,
на что так жадно кидаются многие –
приляг к лужице, изучи подробно существа-
растения и животные, её населяющие.
|
К.Ф. Рулье.
|
Научить любить природу, знать её, это средство образования в сознании детей реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. Отсутствие у детей знаний, неверно отражающая действительность, приводит нередко к образованию предрассудков и суеверий. Неправильное представление часто служит причиной недоброжелательного отношения детей к окружающему миру. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на знания детей, ожесточает их. Вот почему считаю, что важно с детства, получать верные сведения о природе. Я уверена, то, что упущено в детстве, не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте.
В своей работе использую разнообразные методы и приёмы. Словесные: чтение художественной литературы, беседы, рассказ воспитатели и детей, объяснение, педагогическую оценку, проблемные ситуации. Практические: упражнения, элементарные опыты. Игровой метод: дидактические, сюжетно ролевые, подвижные игры, игровые упражнения, этюды. Наглядные: наблюдение, демонстрация кинофильмов, видеофильмов, рассматривание картин; иллюстраций, плакатов и т. д.
Поощряю детей, когда они хотят отразить свои впечатления, эмоциональное отношение к природе в посильном труде, в словесном творчестве, в изобразительной деятельности.
Свою работу начала с развития наблюдательности. Наблюдая на прогулках, дети впервые открывали для себя мир природы, разнообразный, причудливый и красивый. Некоторые дети впервые обращали внимание на живые существа окружающие их.
Мир животных, сказочный, фантастический и таинственный, не мог не заинтересовать их. Для этого этапа работы подготовила серию наблюдений в природе.
Стараюсь научить детей доброжелательному отношению к животным, желанию оберегать, защищать маленькое существо.
Наблюдая за домашними животными, обращаю внимание на окраску шерсти, учу детей выделять части тела, называть их.
Очень трудно малышам запомнить названия животных и их детёнышей. Чтобы облегчить эту задачу, использую короткие сказки-подсказки, придумывая их вместе с детьми. Такие сказки, помогают детям запомнить, чем питаются животные, чем кормят своих малышей, где живут.
Рассказывая детям о животных леса, учу правилам поведения в природе. Принцип: «Мы гости в лесу, веди себя хорошо, не разоряй дом хозяина» основа всех заповедей. Для этой работы подготовила и оформила папку «Правила поведения в природе», она включила в себя описание, иллюстрации, художественное слово, а также беседы по ОБЖ.
В своей работе широко использую художественную литературу, народный фольклор. Ознакомление детей с литературой и фольклором, это следующий этап моей работы. Адресованные детям стихотворения, потешки, рассказы о животных, загадки, всё это доступно детям. Отрывки из произведений наших писателей и поэтов, которые любят русскую природу, просто и правдиво рисуют картины, учат не только любоваться природой, но и видеть такие явления, которые на первый взгляд незаметны в природе, но помогающее раскрывать некоторые тайны окружающего мира.
Это рассказы о животных Г. Снегирёва, В.В. Бианки, Е. Ч. Чарушина, отрывки из произведений А. С. Пушкина, стихотворения Благининой, а также русские народные сказки. В сказках все знакомо и вместе с тем ново, фантастично, разные звери и птицы говорят и действуют, как люди, а всё невозможное становится возможным. Это увлекает и радует ребёнка, будоражит его ум, чувства. Дети следят за героями сказок, проникаются сочувствием к слабым, восхищаются отважными, а вместе с тем к ребенку приходит понимание того, что животных не надо бояться, дети сопереживают животным, увлекаются ими.
Заинтересовывают детей загадки, помогают развивать логическое мышление.
Чтобы помочь детей глубже вникнуть в наблюдаемый объект, развиваю умение задавать вопросы о том, что им непонятно, страшно или смешно, учу отвечать на вопросы.
Во время прогулок с детьми стараюсь исследовать всех и всё, что попадется на глаза. Принимая во внимание психологические особенности восприятия и мышления детей, отмечаю с ними самые простые и приметные явления природы, яркие, контрастные краски, звуки, причудливые формы.
Очень нравится детям рассматривать изогнутые ветви, корни, яркие цветы, причудливые плоды. Рассматривая природный материал, учу детей наблюдать, фантазировать, находить сходство с животными. Подводя к пониманию того, что плоды, семена, листья существуют не только для того, чтобы мы ими любовались, это пища для птиц, насекомых, животных. Учу тому, что нельзя собирать все плоды, шишки и т.д., надо оставить птицам или белочке. Учу детей тому, что в природе нет ничего лишнего, всё кому- то нужно. Даже те ягоды и грибы, которые вредны для людей, полезны животным их нельзя ломать, топтать, рвать. Чтобы дети умели воспринимать красоту природы, учу детей находить сравнения с чем-то близким, доступным и красивым из их жизненного опыта.
Например, сравнивать бабочку с цветком, белый ствол берёзы с платьем, и т.д. Вызывая у детей интерес к образным сравнениям, углубляю внимание, упражняю память и воображение. Большое внимание уделяю обогащению образов природы в искусстве: поэзии, музыке, живописи. Дети своеобразно отражают красоту природы в своих играх, рисунках, лепке, конструктивной деятельности.
Игра занимает огромное значение в жизни ребёнка. В работе мне помогают такие игры, как: «Найди пару», «Чей домик», «Найди маму малышу», «Накормим животное» и т.д. Подготовила подборку подвижных, дидактических игр, игровых упражнений, этюдов с экологическим содержанием.
Все игры способствуют закреплению впечатлений, полученных от наблюдений, занятий, бесед и формируют эмоционально-положительное отношение к природе.
Учу детей не только любоваться красотой природы, но и вызываю в них желание заботиться о природе, беречь её. Так же, учу уважать труд, создающей красоту на территории нашего сада.
Привлекаю детей к посильному труду.
Труд имеет большое значение для умственного и сенсорного развития. Дети приобретают конкретные знания о природе, устанавливают связь между развитием растений и уходом за ними.
Воспитательное значение труда в том, что он объединяет детей, учит их ответственность за порученное дело. Воспитывает любовь и бережное отношение к объектам природы.
Стараюсь учить детей, смотреть на природу не только глазами, но и сердцем. Тогда они будут испытывать восхищение, необходимое им, да и нам взрослым, как пищу для души, порой и как лекарство.
Поэтому стремясь воспитывать детей, хранителями природы необходимо, прежде всего, помочь им в раннем детстве испытать восторг и восхищение от природы. Из этого складывается любовь к жизни и духовное здоровье.
Все приёмы и методы, используемые в работе, в комплексе дают хорошие результаты. Следует помнить: у ребёнка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, изобразительной деятельности, слове. Тогда происходит закрепление впечатлений, постепенно дети начинают ощущать связь природы со своей жизнью, с собой.
Работа с детьми по теме «Экологическое воспитание как средство познания окружающего мира» дала положительные результаты.
Дети получили достаточно знаний и представлений о природе, они соотносят представителей животного мира со средой обитания. Устанавливают взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц, растений. У многих детей сформировалось осознанно - правильное отношение к природе и её обитателям. Дети научились эмоционально выражать своё отношение к природе. У ребят сформировались многие экологические представления, формируется экологическое сознание и поведение. Многие дети могут и хотят, использовать полученные знания, для сохранения природы родного края.
Углублённо работая по данной этой теме, узнала много нового и интересного, благодаря этому имею возможность поделиться информацией с коллегами. Подготовила ряд консультаций о проблеме экологического воспитания. Подготовила папку: «Организация эколого-развивающей среды в ДО», в ней содержится информация по этой теме, картотека игр и наблюдений в природе.
В заключении хочется привести цитату: «Педагог растет до тех пор, пока учится сам! И на самом деле, ведь предела педагогического роста не существует и какими бы высокими не были поставлены цели, необходимо стремиться к ним через самосовершенствование и самопознание»
Воспитатель МОУ «Гимназия №6» ДО№6 «Алёнушка» – Миронова О.В.
|