В современном образовании акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в группах. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Школьные учебные проекты – популярный вид детского практико-ориентированного исследовательского творчества.
Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные явления и отношения между ними. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций, преодоление трудностей, приобщение его к проникновению в глубь явлений, процессов, конструирование новых объектов, процессов.
Метод проектов как педагогическая технология предполагает организацию работы учащихся в соответствии с определенными этапами:
Постановка индивидуальной задачи в соответствии с темой проекта.
Сбор информации по теме проекта;
Интерпретация полученной информации в соответствии с индивидуальной задачей;
Оформление результатов работы;
Представление проекта, самооценка и взаимооценка учащимися качества выполнения проекта.
Учителю очень важно обратить внимание на те аспекты данной технологии, которые должны учитываться при организации проектной деятельности младших школьников, в частности:
Создание условий для усвоения младшими школьниками структуры и правил реализации проектной деятельности;
Организация деятельности ученика на основе его личного опыта, способностей и потребностей;
Постепенное увеличение уровня самостоятельности младшего школьника при работе над проектом;
Организация последовательного расширения среды коммуникативного взаимодействия учащихся в процессе работы над проектом;
Создание условий для самооценки учащимися результатов своей деятельности.
Среди учебных проектов выделяют следующие типы: исследовательские, творческие, информационные, социально-значимые, телекоммуникационные. Я хочу ознакомить вас с созданием творческого проекта. В зависимости от затраченного времени на проект и количества участников в нем, проекты делятся на четыре вида.
Виды проектов в зависимости от времени и количества участников
Вид проекта |
Затраченное время |
Количественный состав |
Мини-проекты |
1 урок |
группа |
Краткосрочные |
2-3 урока |
класс |
Проектная неделя |
месяц |
группы |
Долгосрочные |
внеурочное время |
группы, индивидуально |
Опыт применения проектной деятельности в работе учителей начальной школы показал новые возможности процесса обучения по данной технологии.
В начальной школе проблему, на основе которой создается проект, подбирает и отрабатывает учитель, хотя это может быть и потребность учащихся. В дальнейшем он должен создать у детей мотивацию работы над данным проектом. Дети очень любят животных, поэтому во внеклассной работе по предмету «Окружающий мир» ученикам можно дать проектную работу, связанную с темой «Кошка - грациозное животное».
Цели данного проекта:
Обучающая цель: сформировать знания о происхождении кошек и их породах.
Развивающая цель: развитие познавательной сферы личности школьника, а именно, развитие наблюдательности, памяти и внимания в процессе естественнонаучного наблюдения за животными, развитие умения сравнивать, классифицировать, обобщать полученные знания; развитие творчества и интеллекта.
Воспитательная цель: воспитание бережного отношения животным, воспитание у учащихся личностных качеств, необходимых для достижения поставленной цели и коллективной работы, а именно, самостоятельности, воли, умения слушать других, принимать коллективные решения.
Чтобы создать мотивацию проектной деятельности дети прочитали в классе объявление:
«Умникам и умницам,
Любознательным, ответственным,
Умеющим доводить дело до конца,
Тем, кто любит искать, творить, «докопаться» до истины,
Предлагается работа исследовательского характера.
Для этого надо участвовать в работе над проектом «Кошка грациозное животное»».
Объявление актуализировало у детей стремление к расширению своих знаний, высокую самооценку и опосредованно сообщило о безусловной оценке со стороны учителя положительных качеств своих учеников. Дети с удовольствием отозвались участвовать в проекте, так как для многих кошки самые любимые домашние животные.
Совместно с учениками был оформлен паспорт проекта
«Кошка – грациозное животное»
Руководитель и консультант проекта |
учитель |
|
Участники проекта |
учащиеся 4 «б» класса |
Тип проекта |
творческий |
Форма работы |
групповая |
Сроки реализации проекта |
неделя |
Продукт проекта |
Презентация «Кошки грациозные животные» |
В процессе работы над паспортом проекта, учитель разделил класс на группы, были распределены роли участников проекта, дети настроились на творческую деятельность.
Учащиеся каждой группы получили задание. Содержание заданий было следующее:
Изучить историю происхождения кошек;
Представить разнообразие пород кошек;
Раскрыть роль кошки в жизни человека;
Найти интересные факты и истории из жизни кошек;
Найти и прочитать литературные произведения, в которых кошки - главные герои;
Оформить фотоматериалы о кошках.
При работе над проектом предпочтение было отдано групповой работе потому, что творческое взаимодействие детей друг с другом оказывает стимулирующее влияние на продуктивность творческого процесса и на развитие творческих качеств личности.
В групповом проекте дети работали над выполнением общего задания, но функции и обязанности каждого учащегося были четко обозначены. В этом проекте каждый ребенок внес частичку своего труда в создание общего «продукта».
Так как дети в классе обладают разными способностями и возможностями, то и распределение заданий носило дифференцированный подход. Учащиеся при работе над заданием использовали справочную литературу: энциклопедии, справочники, пользовались Интернетом для сбора информации по теме. Дети приносили учителю подобранный материал, обсуждали его с учителем, отбирали наиболее удачный.
В ребенке обязательно нужно поддержать любое стремление к творчеству, каким бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. За всеми этими «наивностями» и «корявостями» кроются искренние и поэтому самые истинные творческие устремления ребенка, самые подлинные проявления его чувств и мыслей. Когда был собран весь материал, дети совместно с учителем, приготовили презентацию по собранным материалам. Во время демонстрации слайдов представители творческих групп защищали свою работу.
После защиты проекта была организована рефлексия проектной деятельности, в которой учащиеся ответили на следующие вопросы:
1. Была ли достигнута цель проекта?
2. Что нового ты узнал для себя?
3. Научился ли ты распределять время, когда работаешь?
4. Что ты сделал бы по-другому?
5. Что получилось у тебя лучше всего?
6. Что для тебя было трудным в процессе работы над заданием?
7. Что для тебя было легким в процессе работы над заданием?
8. Как вы думаете, сплотился ли коллектив класса за это время?
9. Хотел бы ты еще участвовать в проекте?
Отвечая на перечисленные вопросы, учащиеся сами оценили результаты работы группы и индивидуально каждого. В процессе этого воспитывается умение воспринимать критику и уважительно относиться к точке зрения другого человека.
Таким образом, организация проектной деятельности становится одним из определяющих факторов развития склонностей детей, способностей и интересов, вносит вклад в обеспечение вариативности начальной школы, делает современное обучение в школе личностно-ориентированным, учитывающим индивидуальные природные особенности детей.
Литература
1. Кобалевский Д. Б. О творческом начале. М.: ИД Шалвы Амонашвили, 2002.
2. Мылова И.Б. Использование программных средств на уроках естествознания в начальной школе.//Информатика и образование.-20007.-№4
3. Павлова И.М. Применение компьютерных технологий в проектной деятельности младших школьников.//Информатика и образование.-2007.-№5.
4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006.