|
«Организация проектной и исследовательской деятельности в работе с детьми младшего школьного возраста»
|
|
«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь»
Китайская мудрость |
Современная школа сориентирована на профильное обучение, в таких условиях исследовательская деятельность учащихся начальных классов становится особенно актуальной. Детей необходимо научить работать с информацией в выбранной области при решении учебных задач. Исследовательский поиск позволяет одновременно развивать у учащихся общие умения и навыки, такие как: умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи. Я считаю, что формировать и развивать научный интерес и исследовательскую активность ребёнка нужно с младшего школьного возраста. Система творческих исследовательских заданий предусмотрена в каждом учебном предмете, но особые возможности для детского творчества предоставляют курсы «Окружающий мир», «Технология», «Литературное чтение».
В новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой. Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний?
Нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.
Не меньшее значение имеют проектная и исследовательская технологии обучения.
Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).
Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
Таким образом, «проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование – бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи».
Вместе с тем в основе и метода проектов, и метода исследований лежат:
развитие познавательных умений и навыков учащихся;
умение ориентироваться в информационном пространстве;
умение самостоятельно конструировать свои знания;
умение интегрировать знания из различных областей наук;
умение критически мыслить.
Оба метода всегда ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Это задача личностно ориентированной педагогики.
Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают:
наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
самостоятельную деятельность ученика;
структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов; презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.
Использование данных методов предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
А для этого учителю необходимо:
владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;
уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом;
устанавливать и поддерживать в группах работающих над проектом деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов.
Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.
Как уже было сказано, исследование – бескорыстный поиск истины, всегда творчество.
Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками.
В практике работы с младшими школьниками нередко используются индивидуальные и коллективные игры.
Задачи исследовательской деятельности:
Образовательная:
активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы;
систематизация знаний;
знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы.
Развивающая:
развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы;
отбирать и систематизировать материал, реферировать его;
использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования; публично представлять результаты исследования.
Воспитательная:
создание продукта, востребованного другими.
Примерная тематика тем для проектной и исследовательской деятельности.
При прохождении курса «Окружающий мир» в начальной школе предполагается проектная и исследовательская деятельность по следующим темам:
проекты: «История моей улицы»; «Улица моего детства»; «Мое генеалогическое древо»; «Моя фамилия»; «Любимый семейный праздник»; «Отношения в семье»; «Обязанности членов семьи»; «Мы приглашаем гостей»; «Мы идем в гости»; «История школы, в которой я учусь»; «Что я могу сделать с мусором?».
исследовательские работы: «Вода и ее значение для жизни человека»; «Разнообразие водоемов родного края»; «Экологические проблемы водоемов»; «Воздух. Проблемы воздуха в родном крае (городе, селе)»; «Кто работает на родной земле?»; «Мир растений родного края»; «Мир животных родного края»; «Современные экологические проблемы сообществ»; «По страницам Красной книги»; «История моего города (села, деревни)»; «Мое здоровье»; «Береги свое здоровье смолоду»; «Вредные привычки – враг здоровья» и др.
Что исследовать?
Выбирая темы для проектов, учителю необходимо опираться, прежде всего, на интересы самих учеников, учитывать привычные для них способы получения информации.
Так, в начальной школе можно провести анкетирование или опрос, предложив детям выделить и подчеркнуть три-пять проблем, которые им наиболее интересны. Не беда, если учащиеся не отметили вопросы, на которые был ориентирован сам учитель. Проект или исследование тем и хороши, что можно интегрировать проблемы и менять акценты.
Как исследовать?
Проведение исследований. Теперь ребенок может погрузиться в исследовательский поиск. Задача педагога – играть роль консультанта, старшего помощника. Ребенок выбирает себе ту тему, которая ему больше нравится, и начинает действовать самостоятельно. Задача – собрать нужные сведения, используя все доступные источники информации, обобщить их и подготовить проект или доклад по результатам исследования.
Для учащихся младших классов лучше всего организовывать экскурсии, чтобы они могли «увидеть» предмет и задать вопросы о нем; чтобы они могли «услышать», необходимо проводить беседы или сообщения. Чтобы они могли «прочитать», необходимо обучать работе с библиотечным каталогом, с архивами, с сайтами Интернета.
Презентация исследований. Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом одноклассникам.
Для этого потребуется:
дать определения основным понятиям;
классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;
выявить и обозначить все замеченные парадоксы;
ранжировать основные идеи;
предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы и др.);
выработать суждения и умозаключения;
сделать выводы;
указать пути дальнейшего изучения явления;
продумать текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы;
приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.
Результаты работы целесообразно рассматривать как вариант взаимного обучения детей: докладчик должен не просто рассказать о том, что он узнал, а постараться передать эти сведения одноклассникам.
Школьная практика работы над проектом и исследованиями показывает, что в них нет неуспевающих детей. Интерес, радость, творческий поиск, жаркие споры – каждому находится дело по душе.
Активными участниками исследовательской деятельности являются : ученик, учитель, родители.
Учащиеся выполняют исследовательские проекты и готовят презентации для представления результатов. Учитель организует исследовательскую деятельность ученика, консультирует по вопросам проведения исследования, осуществляет взаимодействие учеников, выполняющих коллективный проект. Родители оказывают неоценимую помощь в поиске информационных источников, а также в работе с ними. Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе имеет свои особенности. Я вовлекаю детей в этот процесс, начиная с первого класса, моя роль состоит в том, чтобы предложить интересную идею, помочь подобрать необходимый материал, проконсультировать по вопросу оформления. Очень важно, предложить создание проекта ученику, который этого хочет, которому это интересно и которому помогут родители.
У меня в классе есть такие дети и родители. Таржуманян Артур, тема его проекта «Вода – источник жизни». Цель работы: выяснить значение воды в жизни обитателей планеты: человека, растений, животных. В ходе исследования решались следующие задачи: 1) научиться наблюдать, сравнивать, делать выводы; 2) изучить опытным путём разные состояния воды и некоторые её свойства. Проект состоит из двух частей- теоретической и практической. Артур провёл опыты, где показал три состояния воды и свойства, которыми обладает вода. Над этим проектом мальчик работает третий год. В 1 классе на школьной конференции он занял 2 место, а во 2классе на школьной научно-практической конференции – 1место, а на городской – 2место.
Галенко Артём, его исследовательская работа называется «Как солнечный свет влияет на жизнь растений «(лук)». Цель исследования: выяснить какое влияние оказывает свет на рост лука. В процессе исследования решались следующие задачи: 1) научиться наблюдать, сравнивать, делать выводы; 2) выяснить какие условия необходимы для нормального развития растений; 3)познакомиться с применением лука в народной медицине. Как и любое исследование, эта работа состоит из теоретической и практической частей. Для того, чтобы выяснить как свет влияет на рост растений, Артём вместе с мамой поместили две головки лука в баночки с водой, одну на солнечной стороне окна, а вторую – в шкафу. Мальчик наблюдал за развитием растений , свои наблюдения записывал в дневник. На школьной научно- практической конференции он занял 2 место.
Толщинов Сергей, тема его проекта: «Муравьи». Цели: 1) познакомиться с жизнью муравьёв; 2) изучить некоторые особенности муравьёв. В ходе выполнения работы решались следующие задачи: 1) определить пищу, употребляемую муравьями; 2) проверить реакцию муравьёв на жидкую пищу; 3) проверить реакцию муравьёв на муравьёв из других муравейников; 4) проверить умение муравьёв приспосабливаться к разным тропам.
В этом исследовании была проведена очень хорошая практическая работа – опыты , проведённые самим мальчиком с помощью мамы. Выводы, к которым пришёл Сергей, удивили его самого и одноклассников.
Муравьи питаются разнообразной пищей.
Муравьи могут переносить жидкую пищу.
Реакция муравьёв на муравьёв из другого муравейника – агрессивная.
Муравьи приспосабливались к изменённым тропам.
Наблюдения проводились на земельном участке, находящемся во дворе дома Толщиновых, с 8 по 20 апреля 2009года.
Трое учащихся моего класса – Горячева Милена, Цуцина Валя, Щербинин Илья занимаются исследовательской деятельностью с методистом СЮН Чухрий Г.А.
Ещё одна проектная работа находится в стадии разработки. Цуцина Валя, с помощью папы, заинтересовалась мёдом (как получают мёд, как устроен улей, какие цветы предпочитают пчёлы для медосбора).
Благодаря участию в исследовательской деятельности младшие школьники учатся взаимодействовать в группах, работать с мультимедийными источниками, ресурсами сети Интернет, оценивать проекты товарищей, оформлять промежуточные результаты в виде таблиц, схем или рисунков, выбирать форму представления и защиты проекта. Таким образом, повышается познавательная и творческая активность учащихся, их учебная мотивация.
| |
Говырина Н.В., учитель начальных классов МОУ "Гимназия №2"
|
|