Возврат >
  

Консультативный совет
Организация работы логопеда со слабоуспевающими учащимися

         Одной из причин неуспеваемости являются недостатки устной и письменной речи. Причины бывают клинические, социальные, двуязычие.
Клинические:

         анамнез-анкетные данные, заключения врачей, как протекала беременность, роды, послеродовое развитие ребенка.
         Травмы, интоксикация, курение во время беременности;
         Затяжные роды, асфиксия;
         Болезни ребенка;
         Диагнозы невропатолога, отоларинголога, окулиста;
         Речевые расстройства, обусловленные поражением мозга, органические, а также периферические органические нарушения слуха, зрения, речевого аппарата, психоневрологические нарушения, связанные с нарушением соотношения процессов возбуждения и торможения. Вследствие этого - умственная отсталость, плохая память, рассеянность, сниженная работоспособность, быстрая утомляемость.
         Отклонения в строении органов артикуляции: аномалии развития губ, зубов, языка, челюстей, неба.
         ЗПР, которая обусловлена неправильно организованным общением с ребенком в семье, отсутствием адекватных социальных условий.

Социальные: общение родителей с ребенком, психологический климат в семье, ошибки взрослых при общении, когда ребенок реагирует не на слово, а на жесты. частое нахождение в избыточной неинформационной среде, речь взрослых между собой, радио, телевизор - все это служит тому, что ребенок привыкает не вслушиваться в речь и не придавать слову знакового значения. ребенок может произносить при этом многие слова, не вдумываясь в их смысл.

         Одним словом, неправильное речевое общение, нарушение режима дня, отсутствие помощи при выполнении домашних заданий, недостаток закрепления полученных знаний ведет к нарушению устной и письменной речи учащихся. Все эти причины можно по возможности исправить или улучшить с помощью совместной работы учителя, логопеда, психолога, социолога. Для этого необходима:
         связь семьи и школы;
         помощь репетитора (если возможно);
         помощь врачей (окулиста, отоларинголога, хирурга, психо-невропатолога);
         если необходимо, обучение в спецшколе.
I. Работа над постановкой звуков, произношений Р, Л, С, Ш, Ж и др.

         обратиться к врачу, если есть дефекты артикуляционного аппарата 9зубы, связка под языком, неправильное строение челюсти…)
         показ у зеркала правильной артикуляции того или иного звука;
         работа по укреплению мускулатуры губ и языка, специальные логопедические упражнения;
         гимнастика для языка, развитие гибкости и подвижности;
         дыхательная струя при звуках С, З, Ш, Ж;
         постановка звука при помощи логопедических инструментов;
         закрепление звука в слогах, словах, предложениях;
         помощь семьи в закреплении звука в самостоятельную речь.

II. Работа по исправлению недостатков письменной речи

         На первом этапе логопедом проводится большая работа по определению детьми гласных, звонких и глухих согласных. Это главный фундамент для дальнейшей работы, т.к. без умения определять гласные, звонкие и глухие согласные дети не смогут освоить темы: оглушение звонких согласных на конце и в середине слова, безударные гласные, слог, ударение. Первые занятия проводятся по умению проводить анализ слова, выделять из него гласные звуки, звонкие и глухие согласные.
         Далее проводится работа по темам: слог, слово, деление слова на слоги, выделение ударного гласного, ударение.
         Основной принцип в работе – анализ и синтез, звуко - буквенный анализ и синтез, дифференциация звонких и глухих согласных:т-д, п-б, г-к, с-з, ш-ж, ч-щ. Например, занятие по дифференциации звуков Т и Д.

         Показ сходства у зеркала этих звуков по артикуляции.
         Различие – дрожание голосовых связок у Д и отсутствие дрожания у Т.
         Громкое проговаривание с логопедом: да – та, та- да, до- то, то - до, ду - ту. ту- ду, да-да-та, та-та- да ( причем, на Т- проговариваем тихо, на Д- громче)
         Добавить вместо точек слог ТА или ДА.( пого…, цве…, комнат…, коф…, пирами…)
         Объяснение детям, что есть слова паронимы- слова, которые имеют разное значение, но произносятся почти одинаково, в зависимости от одного звука: дом-том, дачка-тачка, дочка- точка, удочка- уточка, вода- вата, доска-тоска.
         Читаем стих, второе слово договаривают дети:

      Назовем мы книжку том
      Для жилья построим …. (дом).
      Вот тележки – это тачки,
      Дом в саду зовется….(дачкой)
      По реке плывут плоты…
      Зреют на ветвях ….( плоды)

         Переписать стихотворение, подчеркнуть Д- красной пастой, а Т- синей.
         Придумать самостоятельно по 1-2 слова с буквой- звуком Т-Д.
         Логопед называет слова или показывает картинки с Т и Д. Дети поднимают соответствующую картинку.
         Проговаривание скороговорок:
      да-да-да- бежит вода
      та-та-та- хвост пушистый у кота
      ду-ду-ду – дет бегают в саду и др.

         Списывание текста, вставляя Т или Д. (Например, в са..у растут фрук..ы. В огороде поспела ..ыква.) Далее проводится несколько занятий для закрепления этой темы.
Большое внимание уделяется теме: «Безударные гласные»

         Ударение. Деление слова на слоги, нахождение ударного слога. Понятие – слог ударный, слог безударный.
         Закрепление понятия о том, что гласные в безударном слоге слышатся не четко.
         Нахождение и проверка безударной гласной с помощью ударения. Учить детей изменять слово и безударную гласную делать ударной.

         Далее следуют темы: мягкий знак, оглушение звонких согласных на конце и в середине слова, слово, словосочетание, предложение, главные члены предложения, части речи. Систематически организуя такую, работу следует все темы периодически повторять, привлекать родителей для закрепления полученных знаний. Детям, у которых зрительная память развита лучше, чем слуховая, полезно списывать тексты на правила, которые объясняют. Работа с текстом проводится не только с переписыванием, но и с подчеркиванием тех звуков, которые закрепляем или учим.

         В работе по исправлению недостатков устной и письменной речи необходим индивидуальный подход к каждому ребенку, использование наглядных пособий и дидактических материалов, зеркала, таблиц, карточек с буквами, слогами, текстом.

Мясоедова Юлия Анатольевна, логопед МОУ «СОШ №1


Возврат >

Hosted by uCoz