Консультативный совет Организация работы логопеда со слабоуспевающими учащимися
Одной из причин неуспеваемости являются недостатки устной и письменной речи.
Причины бывают клинические, социальные, двуязычие.
анамнез-анкетные данные, заключения врачей, как протекала беременность, роды, послеродовое развитие ребенка.
Одним словом, неправильное речевое общение, нарушение режима дня, отсутствие помощи при выполнении домашних заданий, недостаток закрепления полученных знаний ведет к нарушению устной и письменной речи учащихся. Все эти причины можно по возможности исправить или улучшить с помощью совместной работы учителя, логопеда, психолога, социолога. Для этого необходима:
помощь репетитора (если возможно); помощь врачей (окулиста, отоларинголога, хирурга, психо-невропатолога); если необходимо, обучение в спецшколе.
обратиться к врачу, если есть дефекты артикуляционного аппарата 9зубы, связка под языком, неправильное строение челюсти…)
На первом этапе логопедом проводится большая работа по определению детьми гласных, звонких и глухих согласных. Это главный фундамент для дальнейшей работы, т.к. без умения определять гласные, звонкие и глухие согласные дети не смогут освоить темы: оглушение звонких согласных на конце и в середине слова, безударные гласные, слог, ударение. Первые занятия проводятся по умению проводить анализ слова, выделять из него гласные звуки, звонкие и глухие согласные.
Показ сходства у зеркала этих звуков по артикуляции.
Для жилья построим …. (дом). Вот тележки – это тачки, Дом в саду зовется….(дачкой) По реке плывут плоты… Зреют на ветвях ….( плоды) Переписать стихотворение, подчеркнуть Д- красной пастой, а Т- синей. Придумать самостоятельно по 1-2 слова с буквой- звуком Т-Д. Логопед называет слова или показывает картинки с Т и Д. Дети поднимают соответствующую картинку. Проговаривание скороговорок:
та-та-та- хвост пушистый у кота ду-ду-ду – дет бегают в саду и др. Списывание текста, вставляя Т или Д. (Например, в са..у растут фрук..ы. В огороде поспела ..ыква.) Далее проводится несколько занятий для закрепления этой темы.
Ударение. Деление слова на слоги, нахождение ударного слога. Понятие – слог ударный, слог безударный.
Далее следуют темы: мягкий знак, оглушение звонких согласных на конце и в середине слова, слово, словосочетание, предложение, главные члены предложения, части речи.
Систематически организуя такую, работу следует все темы периодически повторять, привлекать родителей для закрепления полученных знаний. Детям, у которых зрительная память развита лучше, чем слуховая, полезно списывать тексты на правила, которые объясняют. Работа с текстом проводится не только с переписыванием, но и с подчеркиванием тех звуков, которые закрепляем или учим.
Мясоедова Юлия Анатольевна, логопед МОУ «СОШ №1 | |