Замедленный темп физического и интеллектуального развития - децелерация появилась в нашем обществе на рубеже XX и XXI вв. Поступающие в 1 класс дети имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т.д. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения. Подобные отклонения относятся к группе специфических расстройств развития школьных навыков (СРРШН). И как отмечают педагоги и учителя - логопеды с каждым годом детей со специфическими расстройствами развития школьных навыков становится больше, растет число учащихся с ранней неуспеваемостью в школе.
Группа специфических расстройств развития школьных навыков проявляет себя специфической и значительной недостаточностью в обучении. Происхождение СРРШН неизвестно, но существует предположение о ведущей роли биологических факторов, которые, однако, находятся в тесном взаимодействии с факторами небиологическими (такими, как обстановка в семье, наличие благоприятной возможности для обучения и качество обучения). Хотя данные нарушения связаны с биологическим созреванием, все же это не значит, что дети с подобным расстройством просто находятся на более низкой ступени нормального развития, и с течением времени сами собой догонят сверстников. Во многих случаях признаки этих нарушений могут продолжаться в подростковом возрасте, сохраняясь и у взрослых. Достаточно часто этому расстройству предшествует задержка или нарушение развития речи в более ранние годы. Одним из расстройств данной группы является дисграфия.
Дисграфия - специфическое нарушение навыков письма.
При этом расстройстве нарушается как способность устно произносить слова по буквам, так и писать слова правильно. Наблюдается замена букв, пропуск букв и слогов.
Очень часто сочетается с нарушениями навыков чтения или следует за ними, то есть навыки чтения постепенно становятся удовлетворительными или даже хорошими, а в тетрадках по-прежнему "полный бардак".
Дисграфия никогда не возникает "из ничего". Основой дисграфии обычно выступает неполноценность слуха фонематического и затруднения в произношении, которые препятствуют овладению фонематическим составом слова. Предрасположенность к дисграфии определяется в возрасте 4–5 лет, но практика показывает, что данная проблема встает не детском саду, а в школе, когда ребенок начинает учиться писать.
За первой проблемой (я имею в виду позднюю диагностику) встает вторая: дети, страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Следует обратиться за помощью к школьному логопеду, четко выполнять все рекомендации специалиста и положительный результат обязательно придет. Но тут встает третья проблема: в школах либо нет логопеда, либо группы логопеда переполнены учащимися с другими дефектологическими проблемами.
С проблемой дисграфии сталкиваются и учителя нашей школы.
Проблема дисграфии стоит не во всех классах. Для анализа контрольных работ я пользуюсь такой таблицей. Она помогает увидеть «проблемную орфограмму» в каждом классе и западающие темы по всей начальной школе в целом.
|
2а |
2б |
2в |
2г |
2д |
3а |
3б |
3в |
3г |
4а |
4б |
4в |
4г |
итого |
Безударная гласная, проверяемая ударением |
|
6 |
6 |
6 |
4 |
10 |
8 |
8 |
8 |
5 |
11 |
9 |
15 |
96 |
Безударная гласная, непровер. ударением |
|
|
|
6 |
|
9 |
2 |
|
|
|
|
|
|
17 |
Сочетание жи-ши, ча-ща |
3 |
8 |
13 |
4 |
3 |
12 |
2 |
2 |
|
|
|
|
1 |
48 |
Перенос слов |
1 |
|
|
7 |
2 |
2 |
2 |
1 |
|
|
|
1 |
|
|
Большая буква в именах собственных |
1 |
|
|
|
|
10 |
4 |
5 |
10 |
|
|
2 |
|
32 |
Начало и конец предложения |
5 |
5 |
6 |
|
1 |
1 |
|
|
2 |
|
5 |
3 |
|
28 |
Пропуск и замена букв |
11 |
16 |
8 |
7 |
8 |
12 |
5 |
5 |
9 |
|
7 |
3 |
|
91 |
В данной таблице показано количество учащихся допустивших в ходе промежуточной аттестации специфические ошибки.
Дело в том, что полностью устранить дисграфию достаточно сложно, дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить, но это не означает, что с дисграфией следует смириться.
А) Встает вечный вопрос: «Что делать?»
Для начала, разумеется, необходимо установить причину (или причины) неуспеваемости. Оптимальным вариантом здесь была бы "трехсторонняя" встреча - учитель, логопед, школьный психолог. В зависимости от установленных причин, строится дальнейшая стратегия и тактика мероприятий, направленных на коррекцию неуспеваемости.
Как правило, дети имеющие нарушения письменной речи страдают и расстройством психических функций - внимания, у них страдает поведение и несформированна полноценная личность (нет контроля за действиями, нет саморегуляции, нет целенаправленности действий). Поэтому, коррекция дефектов письменной речи не должна опираться только на вербальные методы, а должна вестись параллельно с работой психолога. В таком союзе можно добиться быстрейшего и положительного эффекта по нормализации функции письма.
Задача учителя-логопеда - устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребёнка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, то есть происходит интеграция логопедической работы и образовательно - воспитательного процесса.
Учитель-логопед периодически информирует учителя начальных классов о специфике и содержании коррекционной работы с детьми, зачисленными на занятия, и одновременно получает информацию об их успеваемости (в течение учебного года).
На логопедических занятиях школьники приобретают новые речевые навыки и умения, которые затем совершенствуются в ходе учебного процесса. Например, учитель начальных классов имеет прекрасную возможность помочь детям в автоматизации поставленных звуков. Для этого при чтении текстов или заучивании стихов он напоминает ребенку, какие звуки нужно произносить правильно. На уроках чтения в 1 классе часто используются скороговорки, потешки. Учитель-логопед обязательно подсказывает учителю начальных классов, какие из них соответствуют произносительным возможностям того или иного школьника.
Учитель начальных классов с помощью учителя-логопеда осуществляет контроль над правильной речью детей, участвует в воспитании у них самоконтроля. Кроме того, он помогает ребенку в оформлении ответа на уроках и в организации речевого общения школьника со сверстниками. Это особенно важно для заикающихся детей, детей имеющих проблемы с коммуникацией, для детей с билингвизмом.
Б) Дисграфию можно скорректировать путем специальных упражнений в чтении и письме
Педагогу с первых же дней обучения в школе следует включать на уроках элементы логопедической работы, постепенно усложняя, индивидуализируя работу, ведя постоянный учет речи детей.
Есть несколько упражнений, которые помогут ребенку справиться с дисграфией и котрые можно выполнять на уроке, т.к. они не требуют много времени:
А) Упражнение "Корректурная правка".
Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной.
Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами "п/т", "п/р", "м/л" (сходство написания); "г/д", "у/ю", "д/б" (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.
Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений. Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.
Б) Упражнение на выявление фонематического восприятия
Осуществление тонкой дифференцировки сходных звуков: звонких и глухих, шипящих, свистящих, твёрдых и мягких, сходных по артикуляции. Приёмы: предметное лото (отобрать картинки на заданные звуки), буквенный диктант (записать первую букву слов – "труба", "дом", "дуб", "трамвай").
В) Упражнения на выявление недостатков звукобуквенного анализа
* Придумать слова или отбирать картинки, название которых начинается на определённый звук, например, на звук с, но чтобы после него стоял бы гласный звук а;
* "склеенное" слово — выделение отдельных слов из квазислова (например, "шаркорзинаботинкибинокльедаобезьянка").
Г) Упражнения для развития слухоречевого внимания
Данная группа упражнений неразрывно связана со звукобуквенным анализом слов. Большинство из этих упражнений учителя используют на уроках обучения грамоте в 1-м классе. Одни упражнения используются на уроках, другие на индивидуальных занятиях. Но все эти упражнения необходимы для формирования устойчивых связей звуков с буквами.
М е т о д ы р а б о т ы :
Метод звуко-буквенного анализа
Ребёнку предлагается на слух два звука. Он должен найти соответствующие этим звукам буквы, затем слова, в которые входят эти буквы. Далее данные слова записываются учеником, анализируется звуковой состав слова (какая буква соответствует какому звуку). Затем нужно слово списать; записать на слух, подобрать к нему картинку.
Метод узнавания звуко-буквы
Выбор буквы, которая соответствует определенному звуку из разрезной азбуки, среди большого количества букв; запись буквы в тетради; подчеркивание слов с данным звуком, запись его в тетрадь; выбор соответствующей картинки (название которой начинается с данного звука);
Метод соотнесения начальной буквы со словом и картинкой
Даются знакомые звучания. Ребёнок - а) находит соответствующую картинку; б) находит слово, наименование каждой картинки; в) выделяет 1-ю звуко-букву в слове;
г) находит её в разрезной азбуке; д) рисует картинку и пишет начальную букву в слове; е) раскладывает картинки и буквы по разным группам;
ж) подбирает к каждой группе новые картинки, начинающиеся с этой буквы.
Метод Эббингауза. (Слова с пропущенными буквами)
Даются отработанные слова, но уже с пропущенными буквами. Нужно вставить пропущенные буквы, прочитать слово, записать его.
Метод исправления ошибок (зрительный)
Даются слова написанные с ошибками. Сначала ошибки должны представлять далекие друг от друга звуко-буквы с постепенным переходом к оппозиционным звукам. Например: корот(В)а; Мор(Л)око; далее — г(К)орова, молог(К)о и т.д. Нужно найти ошибочную букву и заменить её на правильную. По тому же принципу, можно провести и слуховой вариант игры. Прослушай слова: соотнеси звучащие слова с написанными словами, найди ошибку и замени звук и букву на правильный вариант. Запиши слово. Этот метод даёт сильный толчок к различению ребёнком фонем, к развитию фонематического слуха. Так как, чаще всего смешиваются оппозиционные звуки, следует давать такие слова, в которых они присутствуют.
Структурный метод
Читаем ученику слово: «Посчитай, пожалуйста, количество звуков в слове и зарисуй звуковую схему слова. Выложи из разрезной азбуки данное слово, запиши его в тетрадь». Вся работа проводится в устной речи.
В основе всех этих методов лежит механизм проговаривания звуков. На начальном этапе обучения письму он необходим ребёнку не только для того, чтобы правильно произвести звуковой анализ, но и для того, чтобы запомнить порядок звуков входящих в состав слова, особенно в тех случаях, когда у ребёнка имеются и какие-то другие трудности освоения письма.
И последнее, о чем должен помнить каждый учитель начальных классов. Самым главным и, несомненно, самым печальным последствием ранней неуспеваемости является то, что ребенок в самом начале своих школьных лет теряет интерес и стимул к учению. Зачем стараться, если все равно я "неспособный", "самый тупой"? Все равно у меня ничего не выйдет! Я и не хочу ничего знать и уметь! Если родители упорно борются с этой установкой, то иногда ее удается преодолеть, несмотря на плохие отметки. Ребенок пишет с чудовищными ошибками, но любит решать задачи и головоломки, охотно экспериментирует со словами, читает. И это прекрасно. Проблемы с русским языком, какими бы глубокими и тяжелыми они ни были, не исчерпывают школьного обучения в целом. Ведь впереди история, физика, химия. Кто знает, какой предмет в будущем может привлечь интерес ребенка! Но до них еще надо дожить, сохранить интерес и позитивное отношение к школе и к учебе в целом.
Жукавина С.Б., зам. директора по УВР МОУ «СОШ №4»