|
Консультативный совет по НОО
Рекомендации педагогам по сохранению здоровья обучающихся
Учителю очень важно знать технологии:
• Психосберегающие
• Здоровьесберегающие
• Здоровьеразвивающие |
Психосберегающие технологии – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, при котором выполняются 4 требования:
• Учёт индивидуальных особенностей ребёнка, его темперамента, характера восприятия им учебного материала, типа и возможностей его памяти.
• Недопускание чрезмерной, изнуряющей, интеллектуальной, эмоциональной, нервной нагрузки при усвоении учебного материала.
• Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в классном коллективе,
сохранение, поддержание и укрепление психического здоровья
детей, исключение факторов, которые могут негативно повлиять на
психическое состояния ребёнка (авторитарное давление, грубость,
едкая обидная ирония, бестактность) и т. д.
• В организации и осуществлении образовательного процесса акцент делать не только на подходе, не приносящем вреда, но и на том, чтобы научить ребёнка самостоятельно защищать себя от стрессов, обид, оскорблений, обучить его средствам психологической самозащиты.
Здоровьесберегающие технологии:
Обеспечение благоприятных для работы на уроке гигиенических условий:
• воздушный режим (от + 18 до + 22);
• температурный режим;
• освещение;
• посадка учащихся (соответствие высоты парты росту школьника);
• зарядка.
Длительность непрерывного применения на уроках различных ТСО
| Длительность просмотра (мин.)
|
классы
| диафильмов
| кинофильмов
| телепередач
|
1-2
| 7-15
| 15-20
| 15
|
3-4
| 15-20
| 15-20
| 20
|
5-7
| 20-25
| 20-25
| 20-25
|
8-11
| -
| 25-30
| 25-30
|
Длительность сквозного проветривания
Наружная температура, град.С
| Длительность проветривания помещения, мин.
|
В малые перемены
| В большие перемены, между сменами
|
От +5 до 0
| 4-10
| 25-30
|
От +10 до +6
| 3-7
| 20-30
|
От 0 до -5
| 2-5
| 15-25
|
От -5 до -10
| 1-3
| 10-15
|
Ниже -10
| 1-1,5
| 5-10
|
Дифференциация домашних заданий (по характеру, содержанию, объёму) для разных групп учащихся
• Кому-то из детей полезно дать для выполнения домашнего задания образец, кому-то алгоритм, кто-то лучше выполнит творческое домашнее задание, кто-то боится объёма заданного.
При отборе домашнего задания следует называть максимально возможное время, которое дети могут потратить на его выполнение. Это вынуждает учителя быть реалистом (задания задаются по всем предметам) и ориентирует учеников на определённый темп работы
Несколько полезных советов взрослым
• создайте атмосферу открытости свободу общения;
• изучайте и учитывайте индивидуальные особенности учащихся, цените способности каждого;
• приучайте себя и других не отвергать идею сразу, а сначала поискать в ней рациональное зерно;
• чаще участвуйте в коллективных формах работы;
• используйте критику осторожно, в ограниченных дозах;
• разговаривайте спокойно, доброжелательно;
• поощряйте стремление высказывать идеи;
• создавайте ситуации успеха;
• старайтесь доверять лучшему в ребёнке;
• помогите вашему воспитаннику самореализоваться, выразить себя, дайте ему точку опоры.
Рекомендуемая литература:
1. Тополянский В.Д., Струковская М.В. Психосоматические расстройства. М.: «Медицина», 1986.
2.Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост.- СПб.: Речь, 2005.- 144 с.
3.«Психосоматика: взаимосвязь психики и здоровья». Хрестоматия./Сост.
К.В.Сельчонок, Мн.: Харвест,1999.С. 129-151.
4.Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Психосоматические расстройства и патологически привычные действия у детей и подростков. М.: Издательство Института психотерапии, 1999г.
Латыпова Елена Анатольевна,
учитель начальных классов МОУ «СОШ № 102»
|
|