|
Семинар для ответственных за ИКТ
«Автоматизация управления школой»
Анализируя информационные потоки в сфере образования, можно констатировать явное несоответствие между постоянно увеличивающимся объемом информации и существующей на сегодняшний момент практикой ее обработки, анализа и структурирования. Своевременная, качественная и оперативная обработка информационных потоков упрощает ведение делопроизводства, определяет действенность принимаемых управленческих решений. Отсутствие автоматизированной системы информационного обеспечения управления приводит к дублированию информации, а иногда и потерям нужной информации, к вероятностному характеру принимаемых управленческих решений и, как следствие, к невысокой эффективности управления. Внедрение и эффективное применение систем автоматизированного управления образовательным учреждение профессиональной деятельностью работника образования становится жизненно необходимым.
Какие же проблемы позволяет решить автоматизация, и какие процессы улучшить?
Первое и самое важное – это создание единого информационного пространства образовательного учреждения.
В этом информационном пространстве реализуются следующие важные для деятельности образовательного учреждения моменты:
- Ведение базы по каждому ученику образовательного учреждения с 1 по 11 класс (Личные дела, Успеваемость, Достижения, Поощрения, Наказания и т.д.)
- Ведение базы по каждому сотруднику (Личные дела, Достижения, Поощрения и т.д.)
- Ведение единой базы методических разработок, разработок уроков, тематических планов и т.д.
- Планирование, организация и контроль образовательного процесса
- Управление административно-финансовой и хозяйственной деятельностью
- Автоматизация библиотечной деятельности
- Организация питания.
В результате автоматизации у администрации образовательного учреждения расширится информационное поле для принятия правильных решений, у завучей и учителей сократится время на сбор информации для составления отчетов. Повысится качество образовательного процесса за счет внедрения передового опыта и обмена опытом между учителями.
Задачи стоящие перед ОУ:
• установка АРМ, предназначенных для различных категорий работников ОУ;
• завершение создания локальной вычислительной сети;
• автоматизация документооборота ОУ;
• обеспечение эффективного обмена данными, общедоступности информации об организации и ходе учебной работы для всех заинтересованных участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, родителей, преподавателей, служб сопровождения (психологической, социальной, медицинской), администрации школы и др.
Ожидаемые результаты:
• автоматизация основных и вспомогательных информационных процессов, «безбумажное» общение между участниками образовательного процесса, информационное взаимодействие по телекоммуникациям;
• использование современных систем обработки, тиражирования, анализа, структурирования и хранения информации;
• ведение базы данных, в том числе базы данных дистанционного доступа, обмен информацией между базами данных;
• совершенствование управления учебным заведением, а также учебным процессом и научной работой;
• оптимизация движения информационных потоков между школой и органами управления образованием, организовать обмен информацией с автоматизированного рабочего места руководителей (АРМ) органов управления образованием, директора (АРМ директора), учителя (АРМ учителя) и других сотрудников учебного заведения.
Задачи, решаемые с помощью АИС 1С: Школа 2.5
Для органов управления:
• формирования итоговой и статистической отчетной документации как установленного государством образца (формы ОШ-1, ОШ-5, ОШ-9, материалы для РИК-76 и РИК-83, формы кадрового учета Т-2, Т-3 и другие), так и произвольной формы;
• формирование разнообразных печатных (выводных) форм, в том числе в формате Microsoft Excel и HTML
Для руководства школы (директора, завуча):
• оперативное получение и анализ информации об учебном процессе для принятия управленческих решений;
• ведение алфавитных книг, личных дел сотрудников, учащихся, родителей для создания оперативных отчетов;
• ведение расписания, просмотр расписания с разных точек зрения (на месяц/неделю/день, по учителям, по классам, по кабинетам и т.д.), ведение школьных и классных мероприятий;
• мониторинг движения учащихся;
• создание системы школьного документооборота;
• автоматизированное составление отчетности для управления образования;
• конструирование собственных отчетов.
Для преподавателей:
• ведение электронного классного журнала;
• автоматическое получение всех стандартных отчетов об успеваемости и посещаемости;
• ведение календарно-тематических планов;
• доступ к последней версии своего расписания, просмотр школьных и классных мероприятий;
• ведение Портфолио своих проектов и методических разработок;
1С: Школа 2.5 гибко настраивается на нужды конкретного учебного заведения:
• возможность оперативно учитывать изменения в учебно-воспитательном процессе, в т.ч. замены преподавателей и движение учащихся;
• возможность вводить любые типы учебных периодов: четверти, триместры, полугодия и др.;
• гибкая (не обязательно 5-балльная) шкала оценок в классном журнале;
• гибкий механизм подгрупп по предметам, профилей и компонент в учебном плане;
• возможность вести любое количество вариантов календарно-тематического планирования по предмету в классе;
• возможность вывести любую информацию на печать или в MS Excel для последующей обработки.
Преимущества 1С: Школа 2.5 для создания единой информационной среды общеобразовательного учреждения:
• представляет собой интегрированную комплексную систему в масштабе ОУ, а не систему, автоматизирующую какой-то один род деятельности (работу директора, завуча и т.д.);
• обеспечивает активное участие в учебном процессе не только сотрудников, но и учащихся и - что особенно актуально - родителей;
• предоставляет уникальную возможность родителям получать отчёты об успеваемости и посещаемости своих детей на мобильный телефон в виде SMS;
• обучает сотрудников школы культуре работы в сети, совместной коллективной работе, приучает к использованию новых информационных технологий;
• имеет развитую систему общения между пользователями (доска объявлений, обмен сообщениями, форум) и коллективной работы над проектами (каталог школьных ресурсов, личные и проектные портфолио);
• дает возможность организовать тестирование (в т.ч. подготовку к ЕГЭ) с мощным механизмом подготовки и проведения тестирования всего класса;
• предоставляет возможность интеграции в систему учебных курсов сторонних производителей, в т.ч. на CD/DVD-ROM - в настоящий момент подключены электронные учебные пособия компаний "Просвещение-МЕДИА", "Интерактивная линия", учебно-методический комплекс для изучения английского языка "Reward";
• предоставляет возможность создавать и интегрировать в систему собственные учебные материалы в формате HTML;
• имеет развитые возможности для дистанционного обучения в рамках школьной системы: обучение заболевших детей, детей-инвалидов, обучение детей в удаленных сельских районах и т.д.;
• является тиражируемым решением, которое без помощи разработчиков легко настраивается на нужды конкретного ОУ.
Перспективные задачи, которые будут решаться с помощью 1С: Школа 2.5
Для родителей:
• оперативный контроль по Интернет за успеваемостью, посещаемостью своего ребенка (через его электронный дневник);
• оперативный просмотр его расписания, отчетов по успеваемости;
• возможность получать рассылку от классного руководителя на свой мобильный телефон в виде SMS: отчеты об успеваемости ребенка, информацию о собраниях, мероприятиях, поездках, отмене занятий и др.;
• возможность в любое время самостоятельно делать SMS-запрос с мобильного телефона на специальный короткий номер (например, для получения прогнозируемых оценок за четверть);
• если школа не имеет доступа в Интернет - возможность распечатать наглядные и информативные отчеты для родителей.
Для учащихся:
• просмотр последней версии своего расписания на месяц/неделю/день, школьных и классных мероприятий;
• получение итоговых и текущих отчетов о своей успеваемости и посещаемости;
• доступ к своему электронному дневнику, куда автоматически выставляются оценки, помещаются домашние задания и задолженности по предметам;
• ведение Портфолио своих проектов и достижений.
Серёгина О. Ю., начальник УМК
|
|