по решению проблем по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Организация питания. Проблемы и перспективы» Пища – основное условие жизни. Без пищи человек умирает, животное погибает, растение сохнет. Еда является движущей силой всего живого. Рацион питания детей во многом отличается от рациона взрослого человека. Потребность ребенка (растущего организма) в полноценном питании из натуральных продуктов значительно выше, чем у взрослого человека. Стоит всегда помнить, что процесс питания – это тоже привычка, и от того насколько правильным и рациональным является питание в детском возрасте зависит и образ питания в последующие годы. Здоровое питание школьников во многом определяет физическое развитие и успеваемость в школе. В Послании Президента РФ Федеральному собранию 01.12.2010 г. говорится: «26 миллионов детей и подростков, живущих в нашей стране, должны полноценно развиваться, расти здоровыми и счастливыми. Это задача номер один для всех нас».
Поэтому не случайно одним из ключевых направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»- это Здоровье школьников, в котором записано, что, именно, в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. При установлении требований к условиям реализации образовательных программ большое внимание необходимо уделить качественной организации сбалансированного горячего питания школьников.
Порядок предоставления горячих завтраков и обедов определяется следующими нормативными документами
Санитарно - эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях ( СанПиН 2.4.5.2409-08).
Одно из лицензионных требований – помещения для приема пищи обучающимися. Согласно СанПиНам для обеспечении всех уч-ся завтраками в обеденном зале площадью не менее 0,7 кв.метров на одно посадочное место и не более , чем 3 перемены.
1-4 классы получают бесплатные горячие завтраки , состоящие из закуски: сыр, масло, фрукты из горячего блюда : каша, тушенная капуста, котлета, макароны и т.д. и горячего напитка : чай, кисель, кофейный напиток Горячие обеды получают только учащиеся, посещающие ГПД ( 50 человек , что составляет 13 % от учащихся начальной школы и всего 5 % от всех учащихся лицея. Бесплатные обеды получают 8 человек, дети из малообеспеченных семей, посещающих ГПД. Ежедневно в обеденном зале столовой вывешивается, утвержденное директором ОУ меню, в котором указываются сведения об объемах блюд и названиях кулинарных изделий. За каждым классом в столовой закреплены определенные обеденные столы с предварительным накрытием столов.
Заявки на питание учащихся 1-4 классов ( завтраки и обеды ГПД) подают учителя начальных классов согласно разработанной инструкции для классного руководителя по организации питания.
Для обеспечения здоровым питанием необходимо организовывать 2-х разовое питание ( завтрак и обед). Это право должны иметь все учащиеся образовательного учреждения. Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5-4 часов ( пункт 6.8.СанПиН).
2-х разовым питанием обеспечены только учащиеся , посещающие ГПД. В реальности мы имеем следующую картину по ОУ Учащиеся 1-4 классов обеспечены одноразовым питанием. В реальности мы имеем следующую картину по ОУ Учащиеся 5-11 классов вообще горячим питанием не обеспечиваются ( 60% учащихся). Буфет, функционирующий с ноября 2010 года, выполняет функцию дополнительного питания, и не может заменить основного питания. Ассортимент с ноября по настоящее время однообразный ( булочки, чай, кофейный напиток, конфеты, вафли, печенье, сок). Старшеклассники и учащиеся среднего звена питаются в сухомятку и однообразно. Сбалансированное питание отсутствует. За две перемены по 20 минут ( после 2 и 3 уроков ) буфет не может обслужить всех учащиеся 5-11 классов. пропускная способность низкая, хотя работают две буфетчицы. Полтора года назад питание учащихся 5 – 11 классов было организовано так же , как и 1-4 классов. Столы были накрыты к 3 перемене и все желающие получали горячий завтрак. Дети, посещающие кружки, спортивные секции, ДХШ, спортивные школы, и т.д. ранее имели возможность обедать в школьной столовой, получая полноценное питание. Большинство учащихся 5-11 классов , к сожалению, дома не завтракает. В школе старшие дети находятся более 6 часов и при этом не обеспечены полноценным горячим питанием. В настоящее время нормативные документы, регламентирующие организацию питания учащихся 5-11 классов в образовательных учреждениях города, отсутствуют. Родительская общественность высказывает недовольство по вопросу организации питания учащихся 5-11 классов. Данный вопрос поднимается на каждом заседании общешкольного родительского комитета. Направлено письмо на имя начальника Управления образования с просьбой оказать содействие в решении вопроса организации питания детей. В связи с запретом реализации производимой столовой продукции за наличный расчет администрацией лицея прорабатывался вопрос о сдаче столовой в аренду индивидуальным предпринимателям. Причины, по которым данный вопрос не решается:
1. в городе отсутствуют специалисты, которые имеют соответствующее образование, опыт работы по организации школьного питания и одновременно опыт предпринимательской деятельности
|