Возврат >
  

ГМО учителей естественнонаучного цикла
В В Е Д Е Н И Е

         Перед началом выступления, уважаемые коллеги, позвольте уточнить, что под понятием юннат мы объединяем всех юных исследователей природы, независимо от того, где эти исследования ведутся, в условиях общего или дополнительного образования.
         Без юннатского практикума невозможно полноценного усвоения биологии. Практическое исследование природы способствует личностному росту, развитию интересов и профориентационных устремлений школьников, увлеченных биологией.

Позволяет решить такие важные задачи, как:

         углубление, расширение знаний во многих областях биологической науки: экологии, этологии, ботаники, зоологии;
         формирование первичных представлений о творческой исследовательской деятельности: развитие умений самостоятельно расширять знания, постигать логику научной деятельности и реализовать ее практически;
         выявление интересов, возможностей каждого ученика с целью оказания ему помощи в свободном профессиональном выборе.

Основные принципы организации юннатского практикума:

         соответствие методологическим принципам современного биологического познания, с целью формирования у обучающихся системного мышления и целостной научной картины мира;
         научность;
         расширение и углубление рамок действующих образовательных программ;
         практическая направленность, обусловленная поддержанием интересов обучающихся к профильному предмету и выработке у них навыков, полезных для обучения в ВУЗе, в будущей профессии, первоначальных профессиональных пробах;
         интегративный характер, позволяющий при изучении смежных наук изучать природу с единой точки зрения, обусловленной существованием естественно-научной картины мира, основным стержнем которой является физическая картина мира;
         учет возрастных особенностей школьников, позволяющий посильно и интересно для учащихся личностно расти и развиваться при изучении развернутого сверх программного школьного материала;
         учет региональных особенностей, что позволяет сделать преподавание и восприятие материала более интересным, близким и понятным;
         профессиональная направленность облегчит процесс профильного и профессионального самоопределения учащихся.

В процессе юннатского практикума дети обучаются:

         умению по проведению самостоятельных исследований, анализу литературы, по постановке и решению проблем учебного исследования;
         элементарным, щадящим окружающую среду, методикам сбора коллекционного материала;
         работе с лупой, микроскопом;
         грамоте научного и учебного биологического рисунка;
         элементарным биологическим лабораторным экспериментам и опытам;
         основным, элементарным методам ведения и оформления натуралистических исследований в области ботаники, зоологии, цитологии, гистологии, этологии и экологии;
         работе с современными образовательными ресурсами ( цифровым микроскопом, камерой, методам обработки, сбора, хранению результатов исследований с помощью компьютера.

Методы:

         самостоятельная работа с литературой;
         наблюдения (запись наблюдений, ведение дневника наблюдений, зарисовки);
         исследовательские методы (опыты, постановка, проведение, обработка результатов опытов, эксперименты);
         методы проблемного обучения (эвристическая беседа, постановка проблемных вопросов, объяснение понятий, определений, терминов и т.д.);
         игры: дидактические, познавательные, развивающие, игры на развитие памяти, воображения, игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра;
         наглядные методы;
         активные формы познавательной деятельности (семинар, диспут, обсуждение сообщений, рефератов, конференция, викторина, аукцион знаний, моровая атака, встреча со специалистами, врачами, пресс-конференция, конкурс, задание-эстафета, познавательные игры, интеллектуальный марафон).

         В образовательные учреждения поступили современные образовательные ресурсы, открывающие широкие возможности для исследования природы.
         Сегодня мы ознакомимся с принципами работы цифрового микроскопа, методам обработки, сбора, хранению результатов исследований с помощью компьютера.
         Объектом исследования вам предложены водные растения, в частности , аквариумные. На наш взгляд, они удобны тем, что большое разнообразие их можно без особых усилий в маленькой емкости с водой в кабинете биологии.

План нашей работы:

         сначала ознакомимся с водными растениями, примерными направлениями их применения в практической юннатской деятельности;
         практически исследуем гидроморфизм аквариумных растений с помощью цифрового микроскопа, обсудим при изучении каких тем биологии это применимо в школе;
         изучим разнообразие представителей флоры и фауны водоемов КБР.





Возврат >

Hosted by uCoz