|
ГМО учителей естественнонаучного цикла
В В Е Д Е Н И Е
Перед началом выступления, уважаемые коллеги, позвольте уточнить, что под понятием юннат мы объединяем всех юных исследователей природы, независимо от того, где эти исследования ведутся, в условиях общего или дополнительного образования.
Без юннатского практикума невозможно полноценного усвоения биологии. Практическое исследование природы способствует личностному росту, развитию интересов и профориентационных устремлений школьников, увлеченных биологией.
Позволяет решить такие важные задачи, как:
Основные принципы организации юннатского практикума:
соответствие методологическим принципам современного биологического познания, с целью формирования у обучающихся системного мышления и целостной научной картины мира;
научность;
расширение и углубление рамок действующих образовательных программ;
практическая направленность, обусловленная поддержанием интересов обучающихся к профильному предмету и выработке у них навыков, полезных для обучения в ВУЗе, в будущей профессии, первоначальных профессиональных пробах;
интегративный характер, позволяющий при изучении смежных наук изучать природу с единой точки зрения, обусловленной существованием естественно-научной картины мира, основным стержнем которой является физическая картина мира;
учет возрастных особенностей школьников, позволяющий посильно и интересно для учащихся личностно расти и развиваться при изучении развернутого сверх программного школьного материала;
учет региональных особенностей, что позволяет сделать преподавание и восприятие материала более интересным, близким и понятным;
профессиональная направленность облегчит процесс профильного и профессионального самоопределения учащихся.
В процессе юннатского практикума дети обучаются:
умению по проведению самостоятельных исследований, анализу литературы, по постановке и решению проблем учебного исследования;
элементарным, щадящим окружающую среду, методикам сбора коллекционного материала;
работе с лупой, микроскопом;
грамоте научного и учебного биологического рисунка;
элементарным биологическим лабораторным экспериментам и опытам;
основным, элементарным методам ведения и оформления натуралистических исследований в области ботаники, зоологии, цитологии, гистологии, этологии и экологии;
работе с современными образовательными ресурсами ( цифровым микроскопом, камерой, методам обработки, сбора, хранению результатов исследований с помощью компьютера.
Методы:
самостоятельная работа с литературой;
наблюдения (запись наблюдений, ведение дневника наблюдений, зарисовки);
исследовательские методы (опыты, постановка, проведение, обработка результатов опытов, эксперименты);
методы проблемного обучения (эвристическая беседа, постановка проблемных вопросов, объяснение понятий, определений, терминов и т.д.);
игры: дидактические, познавательные, развивающие, игры на развитие памяти, воображения, игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра;
наглядные методы;
активные формы познавательной деятельности (семинар, диспут, обсуждение сообщений, рефератов, конференция, викторина, аукцион знаний, моровая атака, встреча со специалистами, врачами, пресс-конференция, конкурс, задание-эстафета, познавательные игры, интеллектуальный марафон).
В образовательные учреждения поступили современные образовательные ресурсы, открывающие широкие возможности для исследования природы.
Сегодня мы ознакомимся с принципами работы цифрового микроскопа, методам обработки, сбора, хранению результатов исследований с помощью компьютера.
Объектом исследования вам предложены водные растения, в частности , аквариумные. На наш взгляд, они удобны тем, что большое разнообразие их можно без особых усилий в маленькой емкости с водой в кабинете биологии.
План нашей работы:
|