20 октября 2010 г. МОУ ДОД «Станция юных натуралистов»
г. Прохладного распахнула двери для городского методического объединения учителей естественнонаучного цикла.
Заседание ГМО прошло в форме практического семинара по теме:
«Использование практической программы по биологии и химии для формирования исследовательских умений учащихся»
Цель: теоретически и практически обучить участников заседания методике использования современных образовательных ресурсов при работе с натуральными объектами.
Задачи:
ознакомиться с методикой изучения эволюции и разнообразия растительного мира на примере гидроморфизма аквариумных растений с применением современных образовательных ресурсов;
практически изучить области применения электронных образовательных ресурсов в осуществлении учебно-исследовательской деятельности;
научиться определять флору и фауну водоемов КБР с помощью определительной карты.
Содержание работы семинара:
Введение. Использование практической программы по биологии и химии для формирования исследовательских умений учащихся (Советская Н.Л. методист, в.кв.кат.,МОУ ДОД «СЮН»)
1. Методика изучения эволюции и разнообразия растительного мира на примере гидроморфизма аквариумных растений с применением современных образовательных ресурсов (сообщение, Советская Н.Л. методист, в.кв.кат., МОУ ДОД «СЮН») (сопровождение презентацией по гидроморфизму водных растений)
2. Возможные области применения современных образовательных технологий в учебно-исследовательской деятельности эколого-биологической направленности
( обучающее занятие )Дадышева Е.В.,п.д.о., МОУ ДОД «СЮН», Лобжанидзе Н.Х., п.д.о., МОУ ДОД «СЮН» (фото Мotic DM- 52 и фото Dino-Lite AM-311).
3. Использование современных образовательных ресурсов при изучении гидроморфизма водных растений (практикум) Дадышева Е.В., п.д.о., МОУ ДОД «СЮН», Лобжанидзе Н.Х., п.д.о., МОУ ДОД «СЮН» инструкции по эксплуатации микроскопов Мotic DM- 52 Dino-Lite AM-311;;
4. Методика определения видового разнообразия флоры и фауны водоемов КБР (обучающее занятие) Гедгафова Л.М., п.д.о., МОУ ДОД «СЮН»
5. Подведение итогов заседания (Круглый стол) Иванова В.П., рук. ГМО учителей естественнонаучного цикла, учитель биологии высшей квалификационной категории.
Тема об использовании современных образовательных ресурсов в натуралистических исследованиях была выбрана не случайно: в учебные заведения поступает цифровое, электронное оборудование, предназначенное для обеспечения качества образования в соответствии современным требованиям.
Однако, сопроводительные инструкции, программное приложение написано на всевозможных языках, кроме русского, что вызывает определенные сложности при освоении образовательных ресурсов такого уровня.
Поэтому, при подготовке к семинару молодыми педагогами СЮН Лобжанижзе Н.Х. и Дадышевой Е.В. было сделано следующее:
Объектом изучения с помощью электронных образовательных ресурсов были водные растения аквариума. По многолетнему опыту методиста СЮН Советской Н.Л., именно водные растения удобны для проведения учебно-исследовательской работы в условиях ОУ, так как занимают мало места при большом видовом разнообразии, легки в содержании, доступны для самостоятельного изучения гениальных изобретений природы, помогающих вторичноводным растениям выжить в воде.
Все опыты с гидрофитами, рекомендуемые методистом, сделаны с детьми в условиях станции юннатов, на фотографиях презентации водных растений представлены растения аквариумов и водоемов СЮН.
Гедгафова Л.М., п.д.о. СЮН, подготовила информацию о видовом разнообразии флоры и фауны КБР, методике определения таксонов.
Выбор данной тематики связан прежде всего с подготовкой и участием ОУ в традиционном городском и республиканском конкурсах «Эколог-краевед», с затруднениями учителей естественнонаучного цикла в определении видового разнообразия водных организмов.
Презентация водных растений республики, беспозвоночных пресноводных водоемов КБР определительная карта беспозвоночной фауны КБР поможет учителю быстро и доступно определить неизвестных экземпляр животного.
Методические формы работы семинара (практикум, обучающее занятие), сообщения, сопровождаемые красочными фотографиями, видеоматериалами, живыми натуральными объектами способствовали созданию атмосферы творческой активности.
Каждый участник семинара воспользовался возможностью самостоятельно приготовить микропрепарат из живых водных растений, оценить результат с помощью цифрового или электронного микроскопа.
Затем педагоги определили с помощью определительной карты живых представителей водной фауны, заранее выставленных в сосудах на столах для каждой группы участников.
При подведении итогов работы семинара было отмечено следующее:
Для участников семинара подготовлено методическое приложение:
Методист МОУ ДОД «СЮН» Советская Н.Л.