Как сделать урок интересным?
Хорошо известно, что одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определённых целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учёбе школьников, необходимо сделать обучение желательным процессом. Французский писатель Анатоль Франс отмечал: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом».
Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе обучения – Щукина Г.И. считает, что интересный урок можно создать за счёт следующих условий:
Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творче-ской деятельности любого преподавателя.
Поговорим о некоторых требованиях к современному уроку. С позицией современ-ной педагогической науки следует обратить внимание на следующее:
По возможности стараться на уроке обратиться к каждому ученику не по од-ному разу, а не менее 3-5 раз, т.е. осуществлять постоянную «обратную связь» - корректировать непонятное или неправильно понятое;
Ставить оценку не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – вводить забытое понятие поурочного балла;
Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т.д. Основная задача каждого учителя – не только научить, а развить мышление ребёнка средствами своего предмета;
Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса, как с родственными, так и с другими дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.
Вы спросите, можно ли этого добиться?
Конечно, же да, надо только вводить в процессе обучения развивающие приёмы, повышающие интерес к предмету, а следовательно, и активность детей.
Необходимо внедрять в школьную практику новые разработки в области процес-са обучения.
Что это за приёмы? Вот некоторые примеры.
Разминки
Этот приём фронтальной работы, вовлекающий в деятельность весь класс, развивает быстроту реакций, умение слушать и слышать вопрос, чётко и конкретно мыслить. Инте-ресно, что в этом случае работают даже те дети, которые обычно молчат, поскольку ин-теллектуально пассивны или стесняются публичных ответов. Разминка занимает 5-7 ми-нут. В чём смысл данного вида работы? Он проводится или на этапе проверки домашнего задания или первичного усвоения, когда вопросы очень просты и требуют однозначный, быстрый ответ, проверяющий знание и внимание детей.
Если устную разминку проводить в начале урока перед объяснением новой темы, то она должна включать не только вопросы на проверку домашнего задания, но и актуализа-цию опорных знаний, которые необходимо восстановить в памяти.
Буквенный диктант
Его сложно использовать перед объяснением новой темы. Не учитель называет тему, а ученики. Смысл диктанта в следующем: учащиеся отвечают про себя на вопрос, а запи-сывают лишь первую букву ответа. Затем из выделенных букв составляют слово.
Например:
Т - цирковая кличка собаки Каштанки (Тётка.)
Р – полевой цветок народный, для гадания пригодный (Ромашка.)
О – Время года, когда листья становятся разноцветными (Осень.)
З – свет мой … скажи, да всю правду расскажи (Зеркальце.)
Е – самая плохая оценка (7 букв) (Единица.)
К – и от дедушки ушёл и от бабушки ушёл (Колобок.)
О – металл, из которого сделан стойкий солдатик (Олово.)
Из полученных букв составляем слово – отрезок.
Числовой диктант
При использовании этого приема, дети вспоминают 2 понятия, пытаются сохранить их в памяти, а затем по заданию учителя совершают между ними какое – нибудь действие и результат записывают в тетрадь.
Во-первых: устный счёт сам по себе полезен на уроках математики. Во-вторых: мы не просто даем возможность считать, а подсчитывать вещи (понятия, величины …), знание которых входит в обязательный минимум школьной программы не только по предмету, т.е. мы пытаемся расширить кругозор детей. В-третьих: давая аналогичное задание для самостоятельного конструирования, мы ненавязчиво заставляем школьников ещё раз прочитать текст учебника, поскольку без этого они не смогут выполнить предлагаемую работу.
Несколько примеров таких вопросов для учеников 7 класса.
Задания со сменой установки
Этот прием работы на уроке позволяет не только проверить знания детей по теме, но и развивать зрительную память. Почему прием носит такое название? В этом случае мы чуть-чуть обманываем детей, говоря, что будет выполняться тест, проверяющий и разви-вающий зрительную память. Суть приема в следующем: на доске заранее пишется задание (несколько чисел, фигуры), учащимися предлагаются заполнить в том же порядке. Затем задание убираем, а дети должны постараться ответить на вопросы учителя (хором) или письменно в тетрадях.
5 класс
43 0 55 148 1812
1) Сколько всего чисел?
2) На каком месте стоит число, которое не является натуральным?
3) На каком месте стоит число, в записи которого цифра 1 в разряде десятков?
4) Сложите 3-е и 5-е число с конца.
5) Какое число стоит после нуля?
6) На каком месте стоит трехзначное число?
7) Какие цифры отсутствуют в ряду?
8) Назовите первое число.
9) Какому историческому событию соответствует последнее число?
Приёмы повышения интереса учащихся к обучению показывают высокую эффективность не только для качественного форматирования знаний, но и для развития познава-тельных способностей школьников, их общенаучных умений и навыков для повышения мотивации их деятельности, создание ситуации успеха и творческой активности.