НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "Итоги работы над единой методической темой в
2007-2008 учебном году"
Доклад Демократизация и
модернизация системы образования, обновление структуры
и содержания образования, разработка и использование новых технологий обучения требует
от педагогов, руководителей образовательных учреждений, методистов
управления образования профессиональной,
управленческой компетенции, постоянного самообразования,
поиска творческих решений. В целях повышения современного статуса и
профессионализма
педагогических и руководящих работников, создания
информационно-методического пространства,
способствующего развитию системы образования, 1 января 2008 года было
создано новое структурное подразделение МУ
«Управление образования администрации городского округа Прохладный» - учебно
- методический кабинет. Он стал полным правопреемником
реорганизованных диагностико - методического отдела, отдела по молодежной политике и
воспитательной работе, Ресурсного
центра дистанционного образования, с
сохранением основных направлений
деятельности. В течение трех последних лет
методическая служба города работала над проблемой «Использование оптимальных форм повышения профессиональной компетентности педагогов в целях повышения качества образования». Работа над проблемой включала в себя следующие этапы: I
диагностика
профессиональной компетентности педагогов; II
поиск оптимальных
форм повышения профессиональной компетентности педагогов; III
внедрение оптимальных форм
повышения профессиональной компетентности
педагогов в целях повышения качества образования. Были организованы городское методическое объединение руководителей школьных методических объединений педагогов дошкольного и начального образования. Три городских методических объединения воспитателей различных возрастных групп вошли в одно объединение воспитателей, которое в течение года занималось вопросом совершенствования игровой деятельности,
как ведущей деятельности дошкольника, - в которой формируются психические качества и обеспечивается личностное развитие ребенка. В
2007 - 2008 учебном году апробировалась двухступенчатая структура городского методического объединения на базе городского
методического объединения общественных дисциплин, в которую вошли секция учителей географии и экономики, секция
учителей истории, обществознания и права. Содержание методической работы реализуется в
работе методического совета. В 2007-2008 учебном году рассматривались следующие
вопросы: - здоровьесберегающая деятельность ОУ: проблемы, поиски, решения; - основные направления работы ОУ по внедрению
ИКТ в образовательный процесс; - смотр
методических систем ОУ города. Руководство городскими
методическими объединениями осуществляется через работу
консультативного совета, методические совещания, участие в
которых позволяет повысить профессиональную компетентность педагогов,
внедрять современные технологии в работу учителя и городского методического объединения. При
методических объединениях работают временные творческие
группы для решения актуальных задач и
подготовки заседаний. Такая форма позволяет делегировать городскому методическому объединению полномочия по осуществлению
определенных организационных и обучающих функций по повышению качества
образования и профессиональной компетентности педагогов
на уровне города. Основой методической помощи учителям школ является индивидуальная работа с педагогами. В
рамках ГМО осуществляется
дифференцированная работа с учителями, требующими методической поддержки,
с учителями, совершенствующими педагогическое мастерство, и с молодыми специалистами. В 2007 - 2008 учебном году городские методические объединения работали над решением проблем: - использование новых
педагогических технологий в образовательном
процессе; - расширение
общепедагогических и специально предметных знаний педагогов
через использование вариативных форм
методической работы; - выявление, изучение
педагогического опыта и
его распространение в педагогическом сообществе города Прохладного; - подготовка
и проведение итоговой аттестации учащихся
9 классов в новой форме и учащихся 11 классов в форме ЕГЭ. Все методические мероприятия отличались
разнообразием форм проведения. Показ специально подобранных
видеоматериалов, создание презентаций к уроку, докладу, мероприятию, выпуск брошюр и
буклетов, оформление выставок свидетельствуют
о профессиональном росте педагогов.
Большой
вклад в овладение педагогическими работниками информационными технологиями вносят курсы ИКТ. Для повышения квалификации педагогических кадров используются следующие формы обучения: •
Курсы повышения квалификации в ИПК и ПРО КБ
ГУ; •
Участие в ежегодных научно-практических конференциях; •
Дистанционное обучение; •
Работа над индивидуальной методической темой. •
Экспериментальные площадки: •
предпрофильная подготовка
и профильное обучение: МОУ №2, 3, 4, 5, 6, 8, 42, 102, МОУ «МУК», «СЮН». •
предшкольная
подготовка: МОУ ДОД «ЦДТ» и ДО №16 МОУ «Гимназия №2». •
школа полного дня: МОУ «СОШ №11» •
здоровьесберегающие
технологии: МОУ «СОШ №4» и ДО № 8, 12 От профессионального творческого потенциала личности педагога, его способности
воспринимать и реализовывать идеи современной философии образования зависит судьба проводимых реформ в сфере образования. Методическая
служба дает возможность педагогам не только участвовать в реализации готовых программ, но и принимать
активное участие в планировании и
разработке, в апробации экспериментов и инноваций, постоянно стимулируя
развитие творческого потенциала учителя. Для методического
сопровождения инновационной деятельности созданы базы данных публикаций
периодической печати: •
«Профильное обучение» •
«Использование
ИКТ в образовании» •
«Формы
методической работы» Много
внимания уделяется участию учителей и учащихся в различных конкурсах, конференциях, олимпиадах.
Работа в рамках приоритетного национального проекта «Образование» включала в себя проведение семинаров и консультаций для учителей, консультации для руководителей образовательных учреждений. Итоги участия в конкурсе. Среди школ победителями стали: -
МОУ «Гимназия №2»; - МОУ
«СОШ №8». Среди учителей одержали победу: 1)
Головко Людмила Георгиевна,
учитель начальных классов МОУ «Гимназия
№6»; 2) Киселева Ольга Николаевна, учитель русского
языка и литературы МОУ «Гимназия №6»; 3) Салахова Светлана Владимировна, учитель
биологии МОУ «СОШ №11»; 4) Луценко Ольга
Павловна, учитель иностранного языка МОУ «Гимназия №2»; 5)
Селезнева Галина Ивановна,
учитель биологии МОУ «СОШ №8». Победителей по сравнению с прошлым учебным годом больше на
2 человека. С целью распространения опыта
победителей ПНПО использовались такие формы работы, как: - «Мастер - класс» Цацаниди
Е.К., учитель русского языка и литературы
МОУ «Гимназия №6»; - Бербец Г.Л.,
учитель физики МОУ «СОШ №4». Были изданы брошюры «Победители конкурсного отбора лучших учителей Кабардино - Балкарской
республики» о победителях 2006, 2007
года. Для выявления талантливых учителей и
передового педагогического опыта, для повышения престижа учительской профессии
ежегодно проводится конкурс
«Учитель года». В этом году участниками стали 8 учителей из 12 образовательных учреждений города. Победу в
конкурсе одержала Шаповалова Олеся Михайловна, учитель биологии МОУ «СОШ №4».
Участие в конкурсе позволяет учителю, участнику конкурса лучших учителей
в рамках ПНПО, заработать дополнительный балл, а учителю - предметнику повысить свою квалификационную
категорию. Данный конкурс выявил недостаточную роль МО отдельных предметов по
активизации творческого потенциала
и инициативы учителей.
Итоги конкурсов были подведены на
торжественной церемонии
награждения победителей в МОУДОД «ЦДТ». С целью выявления талантливых педагогов,
распространения и поддержки передового педагогического опыта
в системе образования детей, повышения профессионального мастерства и престижа
классного руководителя, создания условий для профессиональной и личностной
самореализации педагогов в этом году впервые проводился конкурс «Самый
классный классный». Победителями стали: - в начальной школе- Хлопотова Наталья Михайловна,
классный руководитель 2 «А» класса МОУ
«СОШ №8»; - в среднем звене - Алейникова Алла Ивановна, классный руководитель 6 «А»
класса МОУ «СОШ №5»; - в старшей школе- Бендус Лена Анатольевна,
классный руководитель 9 «А» класса МОУ «СОШ №5»; В республиканском
этапе Алейникова Алла Ивановна заняла второе место в номинации классный руководитель
среднего звена.
Участие Бендус Лены Анатольевны отмечено специальным призом МВД КБР (фото) В ноябре 2007 года
отделом воспитательной работы
впервые
организован
и проведён конкурс
профессионального мастерства «Лучший социальный педагог». К сожалению, большинство социальных педагогов по разным
причинам не приняли в нём участие. Однако участники показали достаточно высокий
профессиональный уровень. В результате в конкурсе победила социальный педагог
МОУ «СОШ №4» Шипкова Ольга Владимировна, второе и
третье места заняли социальные педагоги Морсакова
Наталья Юрьевна (МОУ «Гимназия №6») и Серёдка Алёна Михайловна (МОУ «НШ-ДС
№20»). Участие в подобных
конкурсах, безусловно, повышает
уровень
мастерства специалистов, поэтому принято решение
проводить конкурс 1 раз в два года (в следующем учебном году). Кроме конкурсов профессионального мастерства учителей,
классных руководителей и социальных педагогов в 2008-09 учебном году
планируется проведение конкурсов «Воспитатель года» и «Лучший вожатый». Организация и проведение фестивалей, конкурсов, предметных олимпиад
среди учащихся. Особое внимание
уделяется работе с мотивированными детьми. Это и организация профильного
обучения, и индивидуальная работа с учащимися. Показателем данной работы
являются олимпиады. Согласно приказу
МОН КБР №74 от 07.02.2008 всего победителей и призеров в 2007 - 2008 учебном
году 207 человек. Из них 17 человек (8,2%) из г.
Прохладного, что, по сравнению с прошлым учебным годом, меньше на 0,1%. По
школам города наибольшее число побед (8) в республиканском туре одержали
учащиеся МОУ «Лицей №3», среди которых самый высокий вклад (4 победы), внес
Сердюк Борис, ученик 11 класса. Итоги участия в республиканских олимпиадах
В соответствии с федеральной научной
программой «Юность, наука, культура», городской программой
«Одаренные дети» в марте проведен турнир «Интеллект
- 2008» среди учащихся 5-7 классов. Первое место заняла команда МОУ
«Гимназия №2», 2 место - МОУ «Гимназия №6», 3 место - МОУ «СОШ №102». В личном зачете первенствовал Погребняк Сергей (МОУ «Гимназия №2»).
Интеллектуальный марафон младших
школьников позволил определить победителей в предметных секциях «Русский язык»,
«Математика», «Окружающий мир», «Литературное чтение». Командные места среди учащихся
3-4 классов общеобразовательных учреждений распределились следующим образом: 3 класс: 1 место - Лицей №3; 2 место - НШ-ДС №20; 3 место - СОШ №11. 4 класс: 1 место - Лицей №3; 2 место - НШ-ДС №20; 3 место - СОШ №5. В республиканском
этапе интеллектуального марафона младших школьников ученица МОУ «Лицей №3» Андриянова Полина заняла второе место по русскому языку. Все победители олимпиад, марафона и
турнира были награждены на торжественных церемониях в МОУ ДОД «ЦДТ».
В международном
конкурсе «Кенгуру» в этом году
приняли участие
949 учащихся всех школ города. Ученица 5 класса МОУ
«СОШ №102» Мануфричева Марина (учитель Гнилякова А.И.),
заняла 1 место в городе, 1 место в
республике и 1 место в России. Не остается
без внимания и
организация исследовательской деятельности учащихся. 28 сентября в городской
конференции «Родной край», посвященной 450 - летию добровольного
присоединения Кабарды к России приняло участие 52
ученика со всех
школ города. Увеличилось
количество участников городской
конференции «Природа. Человек. Техника» (в 2006 - 2007 учебном году их число достигло 68 человек; в 2007 - 2008
- 73 человека), которая
становится уже традиционной. Высокие результаты
приносит плодотворная работа учителей по предмету во внеурочное время. Уже стали традиционными
такие мероприятия, как городской фестиваль
иностранных языков, который в этом году проходил под темой «Здравствуй,
весна! Здравствуй, любовь!»; городской конкурс на лучшего читателя среди
учащихся 5-9 классов «Лучик» (87 учащихся). В 2007 - 2008 учебном году в образовательных
учреждениях проводилась
активная воспитательная работа. Помимо проведения
многочисленных мероприятий на школьном уровне, все общеобразовательные
учреждения принимали активное участие в общегородских мероприятиях по следующим
направлениям: «Патриотическое, гражданское, нравственное воспитание», «Профилактика», «Культура
и творчество», «Семья и общество». В период с сентября по май месяц проведены
следующие крупные мероприятия: В сентябре месяце - Спартакиада молодёжи допризывного возраста,
в которой приняли участие 10 команд (более 100 человек). Победу одержала команда МОУ «СОШ №4» (рук. Балашов), призёрами стали
команда МОУ «Гимназия №2» (рук. - Меронцов) и МОУ «СОШ №8». Команда «СОШ №4» представляла
город на республиканских соревнованиях в ноябре месяце и заняла почётное 5
место. В октябре
традиционно проводилась акция «Шаг в
будущее», цель которой
профилактика употребления школьниками психоактивных
веществ. В мероприятиях акции, а это конкурс плакатов, литературный конкурс,
«круглый стол» на школьном и городском уровне приняли участие более 1000
человек. В итоге более 50 человек были награждены грамотами и дипломами. Наиболее ярким и
зрелищным мероприятием стал конкурс «Папа, мама, я - спортивная
семья!». Проведение конкурса в учреждениях и на городском уровне принесло много
радости как участникам, так и зрителям. В ноябре проведены
три крупных мероприятия: «Я -
гражданин России» - вручение паспортов учащимся школ города, посвященное Дню Единства
и Согласия, стрелковые соревнования на приз кавалера Ордена
Славы трёх степеней Николая Афанасьевича
Герасименко и фольклорный
фестиваль. И если
первые два мероприятия
стали уже традиционными,
то фольклорный фестиваль проводился впервые как
самостоятельное мероприятие. Темой фестиваля стало народное творчество русских
и украинцев. В замечательном празднике приняли участие более 20 коллективов и
исполнителей (более 100 человек). В январе - марте
2008 года проведены крупные патриотические мероприятия: Учащиеся и
команды МОУ «СОШ №8», МОУ «СОШ №102»,
МОУ «СОШ №5», МОУ ДОД «ЦДТ» - победители городского этапа, приняли
участие в республиканских конкурсах и принесли городу 6 призовых мест. Не менее успешными были выступления творческих коллективов города на республиканских конкурсах. Яна Бобровская (МОУ ДОД «ЦДТ», рук. Е.
В. Нестерова) стала дипломантом
республиканского конкурса «Юные вокалисты», а ансамбль «Стиль» (МОУ «Гимназия №2») занял 3 место в
республиканском конкурсе хореографических коллективов. В марте месяце проведён, ставший уже традиционным, фестиваль творчества школьников
«Мир красок и мелодий», в
котором приняли участие более 200 учащихся, более 20 коллективов МОУ, а также
гости фестиваля - образцовый ансамбль РФ «Асса».
В рамках Года семьи с января по апрель 2008 года образовательными учреждениями была проведена большая работа. На городском уровне проведены: конкурс детского рисунка «Моя семья»; организовано
участие в республиканском конкурсе детского рисунка «Моя семья» г. Нальчик (28 работ); городской конкурс
сочинений «Моя семья - моя крепость»; городской творческий конкурс детей -
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Моя семья». Работы ребят
отправлены для участия в республиканском этапе. В рамках направления «Семья и общество» организован и проведен
городской этап конкурса лидеров и участие в Республиканском конкурсе (МОУ «СОШ
№102», МОУ «Лицей №3»). Учащаяся МОУ «СОШ №102» Черникова
Олеся получила Гран - приз республиканского конкурса. В мае
месяце проведён городской конкурс школьных
музеев. Отличную
подготовку к данному конкурсу показали МОУ «СОШ №8»
(1 место), МОУ «Лицей №3» (2 место), МОУ «Гимназия №2» и «СОШ №4» (3 место). В
следующем учебном году планируется создание
творческой группы руководителей школьных музеев с целью обобщения опыта и
оказания методической поддержки по организации работы школьных музеев. В мае также проведён юбилейный - 15-тый - фестиваль детской организации «Спектр». Кроме выше перечисленного, проводились мероприятия по теме выборов (круглые столы,
викторины), городские акции «Антитабак» и «Эльбрус -
чудо России», конкурс поделок на противопожарную тематику и многие другие
мероприятия, в которых самое активное участие принимали все учреждения города,
в том числе и МОУ ДОД «СЮТ», «СЮН», «ЦДОД», «ЦДТ». К проведению мероприятий активно
привлекались социальные партнёры. С казачьей общиной и филиалом краеведческого музея составлен план совместной
работы. •
МУ «Управление культуры» •
Отдел по молодёжной политике и воспитательной
работе РОСТО-ДОСААФ •
ГОВД (в том числе ПДН, ГИБДД) •
МУЗ «Горбольница» •
Совет ветеранов •
Воинская часть •
Православная церковь •
Мусульманская община •
Миграционная служба •
Государственная противопожарная служба •
Казачья община •
Филиал краеведческого музея
Кроме того, налажено
взаимодействие со СМИ
- мероприятия освещались
на страницах газеты
«Прохладненские известия»
и программе «Вести КБР» (ГТРК КБР). С целью актуализации
методической работы в образовательных учреждениях,
содействия сохранению и развитию методической деятельности в образовательном пространстве города в апреле - мае проводился смотр
- конкурс методических систем образовательных учреждений. Конкурс проводился в 3 этапа: 1 этап - смотр методических
кабинетов; 2 этап - защита модели
методической работы (методический совет); 3 этап - представление опыта работы методической службы
(научно - методическая конференция). По результатам 1 этапа были определены: - «Лучший методический кабинет
общеобразовательного учреждения» - МОУ «СОШ № 4»; - «Лучший методический кабинет дошкольного
образования» - МОУ «НШ-ДС №22»; - «Лучший методический
кабинет дополнительного образования» «СЮН». 15 мая на заседании методического
совета состоялась защита модели методической работы. В состав жюри второго
этапа вошли члены методического совета, кроме представителей учреждений
участников. Лучшими моделями методической работы
признаны: - методическая
система МОУ «Лицей №3»; - методическая
система ДО №12 МОУ «СОШ №4»; - методическая
система МОУ «МУК».
Причем хочется отметить, что ДО №12 и МУК были победителями прошлого года.
В целом наблюдается, что внимание к состоянию методической работы в ОУ со
стороны администрации изменилось в лучшую сторону, но останавливаться на достигнутом не стоит.
Участие системы образования в Комплексном проекте модернизации
образования, концентрация педагогических кадров в
базовых профильных школах, выявление школ, внедряющих инновационные технологии
и имеющих опыт работы по отдельным направлениям, выявили необходимость
изменения системы методической работы внутри образовательного пространства.
Такой системой представляется модель сетевого взаимодействия. Сети представляют собой открытые структуры,
которые могут неограниченно расширяться путём включения новых узлов, если те
способны к коммуникации в рамках данной сети, то есть используют аналогичные
коммуникационные коды. Социальная структура, имеющая сетевую основу,
характеризуется высокой динамичностью и открыта для инноваций, не рискуя при
этом потерять свою сбалансированность. М.Ю. Кожаринов
характеризует сеть следующим образом: «В сети нет центра, там есть множество
узловых точек, относительно равноправных по отношению друг к другу». Сеть
подразумевает разнообразие и прочность горизонтальных связей. Их плотность
намного выше, чем в иерархичных структурах, и в целом уже они
доминируют над вертикальными связями, определяя динамику и ритмы существования
сообщества. Такая плотность существования горизонтальных связей возможна только
на определённом этапе развития общества, так как упирается, в частности, и в
чисто технологические проблемы. Сейчас, в эпоху коммуникативной революции, мы
приблизились к этому времени уже вплотную». Сетевой подход в применении к
образованию является, прежде всего, синонимом такого образования, которое
основывается на личном опыте и инициативе людей, где управление образованием
берут на себя все участники образовательного процесса. При этом каждый самодеятелен, но считает важным кооперироваться и
договариваться с другими людьми.
Процесс становления сети, разработка и внедрение технологий сетевого
взаимодействия включает четыре основных этапа: -
информационно-аналитический; -
мотивационно-целевой; -
организационно-исполнительский; - контрольно-диагностический с выходом на конечные результаты
деятельности. Стратегия
формирования сети: - Понимание задач сетевой организации; - Формирование форм взаимодействия; - Определение соотношения в сети: сетевые
события, сетевые образовательные программы, сетевые проекты, проектные
семинары, сетевые исследования; - Определение этапов
развития сети: вводный, учебный, практический реализации, экспертно-аналитический; - Определение критериев динамики развития
сети; - Распределение участия в стратегии сетевого
взаимодействия; - Обозначение
ожидаемого результата. Условия создания
сетей: доступ участников к
накопленным
информационным материалам и иным ресурсам;
возможность быстрого установления
между участниками многосторонних связей, реализующих узкую программу в рамках общего
проекта.
Состав сетевых сообществ: -
базовые школы по организации профильного обучения; -
опорные школы по результатам деятельности в разных направлениях учебно -
воспитательного процесса - учителя-предметники в рамках ГМО. Только общими усилиями можно
добиться формирования сетевого взаимодействия в городском образовательном
пространстве для обеспечения развития системы образования в городе и повышения
его качества что необходимо учитывать методистам,
заместителям директора по научно - методической работе, руководителям ГМО при
планировании работы. |