Художественно-педагогическая идея урока:
«Музыка повсюду и везде, в плеске водопада и в реке, в птичьих голосах, в лесной тиши. Музыка моя, звучи, дыши».
Цели урока:
Ввести учащихся в образный мир музыки, показать возможность отражения в нём
мира природы;
Показать многомерность и гармоничность окружающего мира, животворящую
силу природы - матери всего сущего;
Помочь учащимся почувствовать музыку природы, а не просто музыку о природе,
внутренним зрением увидеть природу в музыке;
Снятие тревожности учащихся на уроке.
Средства обучения:
Видеокассета «Времена года П.И. Чайковского»;
Проигрыватель;
Грампластинки с записями произведений: а) Симфония №40 В.А. Моцарта; б) «Лесной марш» Б. Чичкова.
Фортепиано;
Портреты В.А. Моцарта, П.И. Чайковского;
Рисунки Растений: ветреницы, медуницы, мать-и-мачехи;
Термины: композитор, исполнитель, слушатель, эксперимент, наблюдение, теоретик, практик.
Организационная деталь.
Дети заходят в класс по музыку Ю. Чичкова «Лесной марш» и садятся.
Постановка цели урока.
Учитель музыки: Знакомо ли нам это произведение?
Учащиеся: Да, знакомо.
Учитель музыки: О чём говорится в нём?
Учащиеся: О природе, о людях.
Учитель музыки: Какой характер у этого произведения?
Учащиеся: Песенно-маршевый.
Учитель музыки: Настроение - настрой на определённый лад. Композитор Ю. Чичиков
сумел создать особый характер музыки. Что помогло ему?
Учащиеся: Доброта, доброжелательность, хорошее настроение, стремление поделится
этим.
Учитель музыки: «Музыка, рождаясь из жизни, являясь частью жизни, песней жизни и
природы, воздействует на человеческую душу, облагораживает её, пробуждает чувство
ответственности за жизнь, природу».
«Музыка повсюду и везде, в плеске водопада и в реке, в птичьих голосах, в лесной тиши. Музыка моя, звучи, дыши».
- Какие явления природы нам знакомы?
Учащиеся: Дождь, снег, гроза, ураган, сильный ветер.
Учитель биологии: Мы так привыкли к ветру, то ласковому и нежному, то пронизывающему, что не задумываемся, как он влияет на растения. В старом русском календаре был день Лукьяна Ветреника, приходившийся на 16 июня: «На Лукьяна, в канун Митрофана, не ложись спать рано, а приглядывайся, откуда ветер дует». Южный гость радовал сердце крестьянина — яровые будут хорошо расти. А вот северо-восточный ветер считался неблагоприятным для налива ржи. Вера в примету была так велика, что вечером, на Лукьяна, люди выходили в поле «окликать» ветер. При этом просили его: «Ты подуй-ка теплом тёплым, ты пролей-ка ветер-ветрило на рожь матушку, на яровину яровую, на поле, да ко времечку».
- А в музыке какие известны вам примеры, рассказывающие о природных явлениях?
Учащиеся: Исполняют попевку «Ветер».
Учитель музыки: Давайте вспомним музыкальные примеры, известные нам.
Учащиеся: «Утро» Э. Грига, «Заход солнца» Э.Грига, украинская народная песня «Веснянка», попевка «Ветер». (Учитель исполняет различные мелодии).
Учитель биологии: Как это ни удивительно, но классическая музыка иногда положительно
сказывается на росте и урожайности растений.
В 1979 году американский исследователь и учёный Дон Карлсон изучил закон роста растений и изобрёл систему их выращивания,
названную им «Озвученный цветок». Она предусматривала использование кассет с записью
классической музыки (скрипичных произведений И.С. Баха и А. Вивальди), а также музыки,
напоминающей щебетание птиц. В результате экспериментов ему удалось получить растение
томата высотой 4,5 метра, на котором было 835 плодов. Опыты проводились и над другими
растениями, и везде результат был тот же: урожай, количество цветков на растениях,
появившихся «под музыку», их питательные свойства были выше, чем растений,
не «обработанных» музыкой.
Учитель музыки: В каких странах мы с вами побывали благодаря музыке?
Учащиеся: В странах ближнего и дальнего зарубежья.
Учитель музыки: Если музыка воздействует на растения, на их рост и плодовитость, то как она воздействует на нас, на слушателей?
Учащиеся: музыка делает нас добрее, внимательнее друг к другу.
(Слушание Симфонии №40 В.А. Моцарта).
Учитель музыки: Знакома ли вам эта музыка?
Учащиеся: Да, знакома.
Учитель музыки: Красивая мелодия?
Учащиеся: Да, музыка светлая, яркая.
Учитель музыки: Какое впечатление она на вас производит?
Учащиеся: Пробуждает в нас добрые чувства.
Учитель музыки: Какая группа инструментов симфонического оркестра исполняет это
произведение?
Учащиеся: Струнно-смычковая группа.
Учитель музыки: Какой композитор из известных нам мог написать такую музыку?
Учащиеся: Её написал Моцарт.
|
Вольфганг Амадей Моцарт.
Как мы можем охарактеризовать творчество этого композитора?
Учащиеся: Моцарт - печаль, свет, солнечность, красота.
Учитель музыки: Вечный свет в музыке - имя тебе Моцарт. |
|
Учитель биологии: Японец Д. Хаара, как и американец Карлсон, тоже несколько лет
потратил на эксперименты, результаты которых пробудили интерес к незримым связям
растений и музыки.
«Музыкальная» редиска у него толще и слаще обычной, декоративные цветы - ярче, а салат вырастал быстрее.
Как вы думаете: почему эти растения были ярче и давали больший урожай?
Учащиеся: На растения влияла музыка, и под её воздействием они становились больше и сочнее.
Учитель биологии: А цветы Д. Хаара «обрабатывал» Скрипичным концертом Моцарта.
Цветы «откликались» на заботу с благодарностью, радуя цветовода яркими окрасками
и интенсивным ростом. Так музыкальная классика оказывала на рассаду положительный
эффект, причём учёному бывало достаточно двух музыкальных сеансов в день
(на восходе солнца и на закате) протяжённостью не более часа.
Учитель музыки: Музыка - один из самых глубоких видов искусства, она способна
передавать тончайшие оттенки человеческих чувств и переживаний, делая человека
мягче, добрее, душевнее.
- А какие мы знаем песни о животных, птицах, насекомых?
Учащиеся: «Скворушка прощается», «Котёнок и щенок», «Почему медведь зимой спит».
Учитель музыки: Помечтаем о лете. Можно ли сделать так, чтобы сейчас оно наступило?
Учащиеся: Нет, так как нарушится порядок смены времён года.
Учитель биологии: Отгадайте, о каком растении идёт речь: «Из-под снега расцветает, Раньше всех весну встречает»
Учащиеся: О подснежнике.
Учитель биологии: Да, это подснежник. Какие вы знаете стихи о подснежниках?
Учащиеся:
«В саду, где берёзки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку зелёную выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
«Я вижу - погода тиха и ясна,
Скажите, ведь правда,что это весна?» (М. Соловьёва)
Учитель биологии: «Вот и подснежников белые глазки Смотрят в проталинах снега в лесу,
В шёпоте нежном, тихом и ласковом Жизни начало и трепет несут».
- Какие вы знаете первоцветы?
Учащиеся: Ветреница, медуница, мать-и-мачеха.
Учитель биологии: За что этим растениям даны такие названия?
Учащиеся: Ветреница расцветает до распускания листьев на деревьях, когда ветер
может свободно проходить между стволами деревьев и опылять их цветы.
Мать-и-мачеха имеет необычные листья: сверху жёсткие и гладкие, холодные, как мачеха,
а снизу - мягкие, пушистые, тёплые, как мать.
Медуницу в народе называют лёгочницей:
применяют при заболеваний лёгких. Весной это первые цветы, в которых есть нектар
для пчёл.
Учитель музыки: Кто из композиторов посвящал свою музыку картинам природы?
Учащиеся: П.И. Чайковский, написавший цикл «Времена года».
Учитель музыки: Какое музыкальное произведение композитора мы слушали?
Учащиеся: «Осень».
Учитель музыки: Наверняка в названном цикле есть пьесы, посвященные и этому
времени года, о котором мы сегодня говорили.
Учащиеся: «Весна», «Подснежник».
(Просмотр видеофильма «Времена года», слушание фрагмента пьесы «Подснежник»
П.И. Чайковского).
Учитель музыки: Когда кончаются слова, начинается музыка. «Здесь надо всмотреться, здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно».
«Какое волшебство наша весна своей внезапностью, своей роскошной силой! Как я люблю,
когда по улицам потекут потоки тающего снега и в воздухе почувствуется что-то
живительное, бодрящее» (П.И. Чайковский).
Вот и подошла к концу наша встреча с
прекрасным.
Учитель биологии: О чём шла речь на протяжении урока?
Учащиеся: О природе. Природа- это всё, что нас окружает. Сам человек является частью природы.
Учитель музыки: Мы говорили о состоянии души, о природе, о нашем отношении к природе, к тому, что нас окружает, к «братьям нашим меньшим».
- Как вы относитесь к домашним животным? Кто из них чаще всего живёт с человеком?
Учащиеся: Кошки и собаки - наши друзья, мы любим их.
Учитель музыки: В заключении урока прозвучит музыкальный подарок - песня Ольги Егоровой на стихи А. Мильрата об одной собаке по кличке Чебурашка.
Приёмы релаксации: движение под музыку, выражение музыкальных образов через пантомиму и через рисунок.
|