Цель: Формировать представление учащихся о старинной русской семье, роли и обязанности членов семьи; расширить знания о видах русской вышивки, росписи по дереву. Задачи:
формировать верные нравственные представления на положительных примерах; Учитель проверяет готовность учащихся к уроку. II. Повторение. Отгадайте загадку: "Книга-раздвига о четыре листа, а серёдка пуста." (Изба, дом) В русском языке у слова дом существует несколько понятий. Какие это понятия? Перечислите их. Учащиеся перечисляют и объясняют значение слова дом, учитель одновременно выстраивает таблицу на доске. Дом - постройка, здание. (Греческое слово «домос» звучит почти так, как и русское слово «дом». И значит то же самое - постройка, строение. У греков есть и слово «демо» - строю). Дом - жилище родных, близких людей. (Дом - это жилище, в нём идёт жизнь. Это - вселенная, место, куда вселились люди вместе с нужными им вещами, растениями, животными). Дом - семья. (Дом - это семья. Такое значение слова отразилось в выражении “дружить домами”, т.е. дружить семьями). Дом - хозяйство. ("Всякий дом хозяином держится", "Не наряд жену красит, а домоустройство"). Дом - любовь, уважение, забота друг о друге. Дом - мир. III. Сообщение темы и целей урока (постановка учебной задачи). Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по времени и окажемся в старинной русской семье. Для чего мы это сделаем? IV. Работа по теме урока. 1) Семья - это целый мир. А мир, вспомните, - это порядок, лад, согласие. В мире всегда есть центр. - Как вы считаете, у семьи есть центр? (Ответы). - Правильно, ребята, у семьи всегда есть глава. 2) Выходят мальчик и девочка в русских народных костюмах. Мальчик рассказывает о главе старинной русской семьи - большаке и его обязанностях, а девочка об обязанностях хозяйки - большухи. Большак: Меня зовут Большаком за то, что я больше всех знаю, понимаю и умею. И больше всех за всех отвечаю. С меня спрашивают: сыты ли малые дети, обуты ли, одеты? Научены ли мальчишки мужской работе, сильны ли, смелы, здоровы ли? Я сам собой умею править.
С большаками из других семей хожу на мирские сходки, где вместе мы решаем важные дела. А в своей семье я сам распределяю работу между домашними по силе, возрасту и умению. Бываю очень строг. За лень и нерадивость могу наказать. Но никогда не обижу, потому что ласковая рука сильнее кулака. А помогает мне во всем моя хозяйка - большуха. Большуха: Я - Большуха. Я все женские домашние дела распределяю среди женщин в доме и молитву творю перед началом всякого общего женского дела, чтобы всё ладилось. Крещу на ночь в доме воду и пищу. Строгий взгляд мой и доброе сердце берегут домашний очаг. За опрятность в доме тоже отвечаю я. И чистые уголочки хвалят меня. Значит, хорошо я учу своих дочек. Как добрая мать, слежу за невестками. Вовремя пожурю, вовремя похвалю.
3) В старину русские семьи были очень большие, детей могло быть до 12 душ. Их воспитывали в строгости, приучали к труду с самого раннего детства. Старшие сыновья помогали отцу в хозяйстве, а дочери готовили себе приданное. (Обращается к большаку и большухе). - А как же в вашей семье построена работа? У нас в семье двое пашут, Ещё двое боронуют, У нас семеро молотят, А девятый загребает.... Вот так мы поработали! А иначе и нельзя! Испокон веков семья считалась совместным трудом, который был всем и каждому на пользу и радость. 4) Работа с учебником. В чём заключается главная сила в семье? На этот вопрос мы ответим, если прочитаем статью в учебнике на стр.71. а) Чтение текста. б) Беседа о прочитанном по вопросам учителя. 5) Знакомство с укладом и традициями кабардинской семьи. Лучшие традиции народа сохраняют его культуру. Уважительное отношение к старшим - замечательный обычай народов Кавказа. В горской семье старики пользуются особым почётом, и молодёжь не забывает об этом. Седые мудрецы пасут скот, разводят очаги, учат любви к родному очагу. Мы ценим в них лучшие черты: мудрость, трудолюбие, доброту. Ребята, учитесь жизни на примере лучших традиций народа. Девочка в национальном кабардинском костюме: Главой семьи считается муж. В его обязанности входит содержать семью и обеспечивать её. Жена - домохозяйка. В её обязанности входит: воспитывать детей и следить за ними. Живёт в нашей семье дедушка. В селе он самый главный. Борода белая как снег. Он следит за бородой, как девушка за косой. (Чтение стихотворения на кабардинском и русском языках). V. Физминутка.
а) Русская вышивка. Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц-рукодельниц. Вся женская половина русской деревни пряла, ткала, вышивала, даря дивное узорочье всем на радость. Праздничные одежды, скатерти-столешники, края покрывал - подзоры, концы полотенец - всё было украшено тканым или вышитым орнаментом. Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни. Как нарядно узорочье северно-русских вышитых полотенец! Ряды орнамента выглядят как нарядная рама, в которую помещена самая драгоценная часть вышивки. Взгляните, какие дивные сказочные птицы живут в узорах крестьянской вышивки: здесь и птица-пава с пышным хвостом, и могучий орёл... На свадебных полотенцах гостя можно увидеть двух птиц-пав, изображённых по сторонам куста-дерева. Таких птиц вышивали в знак любви, пожелания добра и счастья молодым. Птицы на вышивках очень декоративны, они непохожи на своих природных собратьев. В народной вышивке встречается такой сюжет: две птицы со сросшимися спинами. Эту композицию называют ладьёй. А из центра ладьи может вырасти сказочное дерево, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках - древо жизни. Женская фигура с поднятыми вверх руками - это изображение матери- земли. Она всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Посмотрите, как условно она решена. Женская фигура с поднятыми вверх руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека. б) Роспись по дереву. Основной материал в крестьянском быту - дерево и береста. Из бересты мастера делали добрую посуду: туеса, бураки, обладающие чудесными свойствами (в них хорошо сохраняются еда, питьё, лесные ягоды). Мастера русского севера любили украшать деревянные предметы быта росписью. Давайте вспомним городецкую и хохломскую росписи. На расписных городецких изделиях можно увидеть птиц, коней, сценки чаепития, которые украшены диковинными цветами: яркими розанами, купавками, бубенчиками, зелёными венчиками. Посмотрите, как изящно решены городецкие травы, веточки и листья. В чём же волшебство городецких узоров? Красок то всего: красная, синяя, зелёная, немного жёлтой, а чёрная и белая для оживки. Всё дело в том, какие краски рядом положить, чтобы получилась гармония цвета. Вот уже двести лет делают из дерева хохломские блюда, ложки, плошки, поставцы и вазы, солонки и сказочные ковши-утицы, а ещё мебель детскую. Любят мастера этого промысла растительные узоры: травки, ягодки, цветы сказочные. Любимые цвета: красный, чёрный и жёлтый (золотой). 2. Практическая работа. Задание для девочек: Вспомните эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки. Постарайтесь размерами, цветом выделить главный мотив (древо жизни, женская фигура, птица), дополните его орнаментальными рядами, которые выстроите из ритмически повторяющихся знаков-символов: знаков плодородия, птичек, растительных элементов. Из тонкой бумаги вырежьте нарядные «кружева» и украсьте ими полотенце. Задание для мальчиков: Украсьте ложечку узором по мотивам городецкой или хохломской росписи. 3. Выставка работ учащихся. VII. Итог урока. 1. Какие качества нужны человеку, чтобы занять в семье место большака и большухи? 2. Кто в ваших семьях считается главой и каковы обязанности каждого члена семьи? 3. Как вы считаете, похожа ли старинная семья на современную, если похожа, то чем? 4. Группа детей считает стихотворение:
1. Народоведение (стр.69-71, прочитать текст, ответить на вопросы). 2. ИЗО и художественный труд (закончить работу).
Подготовили: |