Возврат >

    

 

«Использование  различных форм  методической работы

 с педагогами для повышения  эффективности

 внедрения  современных  педагогических  технологий»


Материалы выступления  из опыта работы  Дужик Т.А., старшего воспитателя МОУ «СОШ№8 им. А.С.Пушкина» ДО№1 на Методическом совещании старших воспитателей, руководителей ШМО, ГМО дошкольного образования г. Прохладного КБР.

 

  • Если Вы уверены, что качество воспитательно-образовательной работы в современном детском саду невозможно повысить без  использования инновационных технологий – поднимите  правую  руку!

  • Если вы считаете, что освоение инновационных  технологий  невозможно без повышения профессиональной компетентности педагогов -  кивните головой.

  • Если вы согласны с тем, что  для повышения профессиональной компетентности  педагогов просто  необходимо  использовать наряду с традиционными, активные методы обучения  коллег скажите громко «Да!»

  • Если Вам интересно узнать, как  используются   различных формы  методической работы  для повышения  эффективности внедрения  современных  педагогических  технологий   в работу ДО №1 – похлопайте в ладоши!

Ну, вот, Вы уже улыбаетесь и готовы к   восприятию моей информации. А это значит, что один из  многочисленных приёмов активизации педагогов, используемых нами в методической работе с педагогами – (разогревки - самооценки), опять успешно сработал.

Вы абсолютно правы: повышение качества дошкольного образования, использование современных инновационных технологий,  возможно только при высоком профессионализме педагогических кадров, что требует изменения и совершенствования методической работы в  ДО, использования различных форм, активных методов обучения, направленных на формирование творческого мышления.

В  современном  дошкольном учреждении (в т.ч. и  в нашем городе)  используются самые разнообразные формы и методы  методической работы с кадрами: постоянно действующие семинары,  советы педагогов, практикумы, открытые  просмотры, смотры-конкурсы, педагогические (методические) недели,  творческие группы и  др.

Наиболее распространенной формой методической работы с активным включением педагогов   в   творческую   деятельность, являются консультации. Содержание консультации зависит от годовых задач, интересов педагогов, указанных ими проблем в методическом паспорте, возможностей дошкольного учреждения, а также индивидуальных особенностей педагогов.

В  нашем дошкольном учреждении проводятся консультации не  только  старшим воспитателем, заместителем директора  по УВР, но  и  воспитателями,  специалистами. Выбор педагога для проведения консультации  может  производиться по  двум вариантам:

  1. наиболее опытный и компетентный в данном вопросе воспитатель;

  2. воспитатель, испытывающий трудности  именно  по данному  вопросу.

Во втором  варианте в процессе подготовки педагогом  изучается подобранная старшим воспитателем литература,  выясняются  трудные вопросы темы. Педагог начинает апробировать рекомендации на практике, и, потом с уверенностью проводит консультацию для  коллег. Таким образом, решая свою собственную профессиональную проблему, данный  педагог консультирует других педагогов.

Консультации, в традиционном их виде, для которых характерна монологическая форма преподнесения новой информации, нами практически не используется. Мы считаем, что необходимо предусмотреть элементы обратной связи, т.е. активно включать воспитателей в воспроизведение, изучение, закрепление материала. Для этой цели мы используем различные виды консультаций, описанных в современной литературе и свои собственные виды, рождённые практикой.

 Примеры:

  1. Консультация-диалог проводится по одной теме двумя педагогами с разным подходом к проблеме. Слушатели выбира­ют точку зрения, которая им ближе. В нашем детском саду  проводилась  такого вида консультация  на тему: «Правовое  воспитание: «За» и «Против». Консультацию вели педагоги с высшим образованием, небольшим стажем работы, активной жизненной позицией и творческим потенциалом. Успех данной консультации был в немалой степени обеспечен именно личностными качествами этих  педагогов. В 2009-2010  учебном году,  в нашем   ДО также использовалась данная форма  ведения консультации. Тема консультации была определена одной из  годовых  задач «Развитие креативности детей с помощью лепки». Один  педагог, со средним педагогическим образованием, имеющим высшую категорию и стаж работы более 27 лет, ведущий консультацию, пытался убедить коллег в  том, что  традиционная методика обучения лепке предоставляет достаточно возможностей  для развития творчества детей. Другой педагог, также со средним профессиональным образованием, первой категорией и стажем работы около 20 лет, не умаляя значимости традиционных  подходов, освещал новый взгляд на решение данной  проблемы. Результат  консультации был неожидан для всех и непредсказуем: сразу после консультации большинство педагогов стали приверженцами современных подходов, и, лишь  практикум,  помог сделать окончательные  выводы: новое – очень хорошо, но  тоже имеет  свои недостатки, поэтому новое  не должно отрицать  проверенное многолетней практикой, а лишь дополнять и обогащать его. Можно сделать вывод о том, что проведение такого вида консультаций возможно в разных условиях, педагогами с разным уровнем подготовки и опыта, по различным проблемам дошкольного образования.

  2. Консультация-парадокс с запланированными ошибками. Цель такой консультации - обратить внима­ние слушателей на наиболее сложные аспекты излагаемой проблемы, повысить их активность. Старший  воспитатель  называет количество ошибок (не более десяти), которые он сделает в процессе консультации. Слушателям предлагается распределить материал на листе бумаги по двум колонкам: слева - достоверный, справа - ошибочный, который затем анализи­руется. Или же слушателям раздаются тексты консультации, где  надо подчеркнуть или исправить неверные утверждения. При этом могут быть получены три варианта результатов проверки:

    • обнаружены все заданные ошибки, что свидетельствует о полном понимании проблемы.

    • ошибками могут быть названы правильные положения (в этом случае методист разъясняет и уточняет эти положения).

    • отмечены не все ошибки, тогда методист повторно объясняет суть вопроса.

      Впервые такой тип консультации нами был апробирован   в 2000-2001 году  с молодыми специалистами при изучении возрастных  особенностей детей. Тогда эта форма  проведения консультации была названа игрой «Найди ошибку», т.к. термина консультация - парадокс ещё не было в методической  литературе.  В  2003 – 2004 учебном году  во  время проведения городского семинара для заведующих и заместителей заведующих по учебно-воспитательной и методической работе  нами была продемонстрирована эта форма работы с педагогами по освоению  инноваций ( педагогической  технологии целостного  развития ребёнка как субъекта детской деятельности  «Дошкольник и рукотворный  мир» М.В.Крулехт).

      Консультацию - парадокс по изучению возрастных особенностей детей младшего дошкольного  возраста  проводим по необходимости с  молодыми специалистами, приступающими к работе с малышами.

       Особенностью консультаций такого типа является обязательное  предварительное изучение рассматриваемой темы самостоятельно или коллективно. 

      В этом учебном году в нашем  ДО  используется данный  вид  консультации для освещения сразу двух тем: «Лепка в детском саду  по  программе «Детство»» и «Права детей».  Содержание  данных тем педагогам должно быть хорошо известно и наша цель привлечь внимание к наиболее слабым  местам, уточнить, активизировать.

  3. Консультация  по опорным словам с элементами изложения.  

    Данный вид  консультаций целесообразнее применять в случаях  рассмотрения очень трудной для восприятия темы, включающей в себя много  терминов, определений, понятий и т.д. Например,   при изучении  методологии  изучаемой инновационной программы, современных концепций образования.

    Слушателям излагают  материал, при этом на доске (интерактивной, магнитной, обычной, фланелеграфе) появляются опорные слова или  сочетания слов. По окончании, слушателям  предлагается написать мини-изложение по данным  опорным  словам.  Через определённое  заранее для написания время, педагоги по очереди зачитывают свои  мини-изложения. Все слушают, уточняют  понимание того или иного  утверждения, задают вопросы и т.п., исправляют, если необходимо свою работу, выбирают наиболее удачный вариант  изложения.   В  процессе  участия слуховых, зрительных, тактильных  анализаторов  в восприятии материала активизируется память, мышление, монологическая речь, теоретические  основы  новой технологии  становятся более понятными,  и материал переходит в долгосрочную память. Такая консультация в нашем ДО проводилась  по теме: «Концептуальные основы программы «Детство».

  4.  Консультация –  практикум  предполагает устное изложение материала для слушателей по  освоению какой-то методики, технологии. После прослушивания педагогам предлагается выполнить задания самостоятельно (своими руками что-то сделать, провести игру, составить  методическую  разработку). Например, консультация практикум по изучению Вальдорфской  педагогике, предполагала изготовление куклы по данной  технологии.

  5. Консультация – тренинг -  устное изложение материала сочетается с выполнением  упражнений, направленных на развитие, формирование,  коррекцию у человека необходимых  профессиональных  качеств. Такие консультации проводились неоднократно по разным  направлениям программы:  по  развитию коммуникативных навыков, по  созданию благоприятной развивающей среды, эмоционального комфорта, снятия напряжения и стрессов и др.

  6. Консультация – инструктаж.  Этот термин был введён нами  условно для особого вида консультаций  в  этом учебном году в связи с освоением информационных  технологий. В  чём же его особенности?

    Чтобы определить, способству­ет ли консультация повыше­нию квалификации воспитателей, насколько педагоги понимают обсуждае­мую проблему, нами как всегда, используются активные методы обратной связи, к которым относится экспресс-тестиро­вание, или экспресс-опрос. Для этого наиболее походит работа с перфокартами или тестовыми заданиями. Перфокарта или тестовое задание имеют варианты ответов по обсуждаемой теме. Каждый выбирает правильный, на свой взгляд, от­вет и отмечает его в перфокарте. Затем проводится проверка: старший  воспитатель зачитывает поочередно вопросы, воспитатели называют отмеченные ими ответы, уточняется их правильность, дается разъяснение в случае получения неправильных ответов. В предлагаемых вариантах ответов правильным может быть один, несколько или все ответы, тогда нужно провести их ран­жирование по значимости. В графе «Проверка» отмечается, правильно или неправильно дан ответ педагогом. Такую же работу с перфокартами можно проводить на педсовете и семинарах-практикумах. Тема нашей консультации «Гигиенические требования к организации занятий  дошкольников с использованием компьютера»  почти  полностью основана на содержании статьи Ахметзянова И.М. «Гигиенические требования к организации занятий  дошкольников  с  использованием персональных  компьютеров» // «Управление ДОУ».- 2008.-№6.- с.48-51. Статья, по своей форме,  носит  характер инструкции  по охране жизни и здоровья детей на занятиях (в данном случае по обучению  детей компьютерной грамотности). Поэтому, готовясь к данной консультации, нами были разработаны тестовые задания в виде перфокарт. Педагог, выполнивший правильно все  задания, получал  допуск  к  проведению занятий с детьми с использованием компьютера (условно),  а  реально - домашнее задание по  составлению памятки, информационного  листка или консультации для родителей  о необходимости выполнения санитарно-гигиенических норм во время работы ребёнка с персональным компьютером дома.

Описанные виды консультаций проводятся со всем педагогическим составом одновременно, или с определённой категорией педагогов ( молодыми-специалистами, или  группой  педагогов, заявивших о проблемах по данному  вопросу). Кроме групповых  консультаций в нашем ДО пользуется огромной популярностью индивидуальное консультирование, одним из  видов которого являются коучинг - сессии (см. приложение №1, положение о Коучинг - сессиях).

 В нашем ДО используются открытые (коллективные) просмотры с последующим анализом по специально разработанной памятке, где очень подробно разработаны критерии новой  изучаемой технологии (см. приложение №2, положение о проведении открытых просмотров, занятий - приглашений,   и  памятки к анализу педагогической деятельности). Молодым  специалистам, вместо открытого просмотра, предлагается провести занятие-приглашение. Начинающий педагог  самостоятельно (по своему желанию) определяет вид и содержание данного  занятия  и   приглашает педагогов-коллег (тех, в присутствии которых он чувствует себя комфортно и чьим профессиональным мнением дорожит).

«Окна педагогического мастерства», «Мастер-класс» которые также включают в себя  открытые  просмотры  проводились в нашем ДО на городском и республиканском уровне. 

«Методическая неделя» проводится в рамках ШМО, включает в себя открытый просмотр и имеет свою собственную  специфику (см. приложение №3)

Для освоения новых  технологий и последующего их  внедрения в  практику детского сада   для нас   стало необходимым  создание  творческой группы.  За последнее десятилетие в нашем саду их было две, которые работали на протяжении от 2 до 4 лет (см. приложение №3, положение о проведении методической недели ШМО).

 Творческая группа, объединяющая педагогов, интересующихся научно-методическими  знаниями и желающих овладеть  исследовательскими умениями, стала работать по внедрению Национально-регионального компонента  в  педпроцесс по программе «Развитие» (2000-2002). Результаты работы группы были частично опубликованы в сборнике Шадовой Л.П., Штепа Т.Ф. «Национально-региональный компонент в ДОУ» ИПК и ПРО КБГУ, г. Нальчик, 2003. Второй состав группы также работал над проблемой внедрения национально-регионального компонента  в  педпроцесс, но уже в условиях программы «Детство» и реализации целого ряда дополнительных  программ.(2004-2008). Результаты работы данной творческой группы вошли в методическое пособие «Система работы с детьми в контексте проектно-деятельностно-ориентированного подхода» Штепа Т.Ф., Дужик Т.Ф., Сташялене С.Н., изданного ИПК и ПРО КБГУ в 2008 году.

Кроме перечисленных форм работы с педагогами, для повышения  эффективности внедрения  современных  педагогических  технологий  в нашем ДО  используются и различные методы активного  обучения, такие как: педагогический диктант,  кроссворд  -  педагогам предлагается   описание

понятия, им необходимо написать название. Затем производится проверка.

      Таким образом, на семинарах, педсоветах можно подвести педагогов к восприятию обсуждаемой темы и закрепить (уточнить) их знания. Наряду с вышеназванными приёмами  (разогревки - самооценки) и другие  приёмы являются своеобразной методической разминкой. С этой же целью можно использовать «конверт недописанных фраз», или метод недописанного тезиса. В данном случае педагогам предлагается закончить фразу.

   Деловые игры могут использоваться как на семинарах, так и на педагогических часах и заседаниях Совета педагогов. Наибольшей  популярностью в нашем ДО пользуются такие как КВН, «Карусель», «Вариант», «Продуктивная игра», «Педагогический  пробег», «Устный журнал». Нами была разработана и апробирована деловая игра «Пресс-конференция»  по  теме «Знаешь ли ты свой край?»

Цель этой игры – актуализировать знания педагогов о КБР (истории, природе, культуре и др.).  Педагоги заранее были разделены на две команды, одна из которых выполняла роль корреспондентов  различных СМИ (телеканалов «Культура», «Спорт» и т.п., другая половина играла роль VIP-персон, побывавшими  с официальным  визитом в КБР. Корреспондентам предлагалось задавать вопросы VIP-персонам о  различных особенностях  нашего края. В  результате все педагоги были вынуждены хорошо изучить  сведения о республики из различных  областей. А  игровая ситуация помогла поддержать соответствующий интерес, эмоциональный подъём на протяжении всей пресс-конференции. Обеспечение успеха было заложено в очень широком информационном поле игры и  определённом  составе коллектива на тот момент (средний возраст педагогов был на 5-7 лет моложе, в коллективе было 5 педагогов, имеющих высшее профессиональное образование и отличающихся творческой активностью).

     Метод проектов, успешно использующийся  как инновационный в работе с детьми и родителями,  также способствует и повышению компетентности педагогов в работе с  детьми.

     Повышение профессиональной компетентности педагогов,  в  результате использования активных форм методической работы по освоению инновационных  технологий, позволило выйти на такие результаты:

  • стабильность оптимального уровня освоения детьми программы на протяжении более 5 лет;

  • выпуск методического  пособия(2008); победа трёх педагогов в городском конкурсе опытно - экспериментальной деятельности (2009);

  • победа одного  педагога в городском конкурсе «День игры» (2008);

  • выход в финал городского конкурса «Воспитатель года» и присвоение звания лауреата  одному педагогу (2009);

  • победа в городском конкурсе методических  систем в номинации «Лучший  методический  кабинет» (2009);

  • улучшение   психологического микроклимата  в  коллективе;

  • рост творческой  активности педагогов и их удовлетворенность     результатами  своей работой;

  • рост педагогической компетентности воспитателей,  уровня их квалификации (в 2009-2010 учебном году: 10 из 14 педагогов имеют высшую квалификационную категорию; 2 - первую, одна из которых в данный момент аттестуется на высшую; 2 –молодые специалисты, не имеющие категории).

      Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование разнообразных форм методической работы  значительно повышает  эффективность внедрения  современных  педагогических  технологий.

 

Возврат >
Hosted by uCoz